Люди Индии. Ауробиндо

Jun 20, 2022 22:52

Он же - Шри Ауробиндо ( урожд. Ауробиндо Гхош, годы жизни 1872-1950) - выдающийся индийский йогин и основоположник интегральной йоги, философ, писатель, поэт.

Ауробиндо Гхош родился в Калькутте 15 августа 1872. Его отец, доктор Кришна Дхан Гхош, был окружным хирургом Рангапура в Бенгалии. Его мать, Сварналата Деви, была дочерью деятеля религиозно-реформаторского общества Брахмо-самадж, Раджнараяна Басу. Имя «Aurobindo» - санскритского происхождения, произносится «аравинда» и означает «лотос».
Вместе с двумя своими братьями он воспитывался в духе английской культуры. В пять лет начал посещать ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге (Darjeeling). Двумя годами позже (в 1879) был отправлен в Англию, где к двадцати годам завершил своё образование в Королевском колледже Кембриджа. В результате Ауробиндо в совершенстве овладел древнегреческим и латинским, английским и французским языками, читал на немецком, итальянском и испанском языках.

Вернувшись в Индию (в 1893), Шри Ауробиндо посвящает себя самостоятельному изучению санскрита, современных индийских языков, философских систем и древних священных книг Индии - Упанишад, Бхагавад Гиты, Рамаяны, Вед.

В течение последующих 13 лет Шри Ауробиндо занимает различные посты в администрации города Бароды (Baroda) (сейчас Вадодара), преподаёт английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 году переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа.

С первых дней пребывания в Индии Шри Ауробиндо непрестанно следит за политической ситуацией в стране. Вскоре Ауробиндо разочаровался в умеренной платформе и элитарности
членства в Индийском национальном конгрессе и стал отстаивать альтернативную стратегию, которая предусматривала бойкот британских товаров, школ, правовых и правительственных учреждений, а также принятие свадеши или местного производства и инициативы. В течение В течение последующих нескольких лет активно участвовал в общественно-политической жизни страны, что дважды приводило его к арестам с последующим оправданием.

В 1907 году Бариндранатх Гхош, младший брат Ауробиндо, познакомил его в Бароде с йогом из Махараштры Вишну Бхаскаром Леле. В течение нескольких лет Ауробиндо уже занимался йогой, а эта встреча, получение от Леле соответствующих наставлений и последующее трёхдневное уединение, способствовали его первому значительному духовному опыту, называемому нирваной - состоянию полного умственного безмолвия, без какой бы то ни было мысли или умственной деятельности. Во время своего второго ареста и пребывания в Алипорской центральной тюрьме в Калькутте (1908-1909 гг.) Шри Ауробиндо испытал духовное озарение, которое положило начало новому этапу его жизни. В тюрьме у Ауробиндо был ряд мистических переживаний. В своих письмах он упоминает, что когда он ожидал суда в тюрьме, в течение двух недель его посещал дух Свами Вивекананды и говорил о высших уровнях сознания, ведущих к сверхразуму. Шри Ауробиндо позже рассказывал, что во время заключения он видел всё - заключённых, тюремщиков, полицейских, тюремные решётки, деревья, судью, адвокатов - как различные формы единой божественности.

В 1910 году Ауробиндо уходит из активной политической и общественной жизни и сосредотачивает свои силы на духовной работе. В том же году он переехал во французский анклав Пондичерри, где он посвятил себя йоге, учебе и писательству. В своих многочисленных публикациях он выступал за духовное и нравственное возрождение как
прелюдии и сопровождении к политическому продвижению, говорил о мировом обществе, и выдвигал теории образования, которые удовлетворяли бы нужды индийцев. Ему помогала французская пара, Поль и Мира Ришар, к которым затем присоединились его семья и постоянно увеличивающееся число людей, круг друзей и учеников, которые сплотились в то, что стало знаменитым ашрамом.

Он отклонял предложения вернуться к активной политике, но продолжал комментировать злободневные вопросы. В 1926 году Ауробиндо ушел в уединение, где
и оставался до своей смерти в декабре 1950 г., оставив управление растущим и международным ашрамом и его многочисленными направлениями
образовательной и общественной деятельности Мирре Ришар, которая была известна как Мать.

Шри Ауробиндо в индийской философии

В своей концепции «интегральной веданты» Шри Ауробиндо стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Это выразилось в его полемике с двумя полярными позициями - философией «аскетического» спиритуализма адвайта-веданты и материализмом западной философии. Шри Ауробиндо работал над созданием новой интегральной философии, которая вобрала бы в себя лучшее от первой и второй, избавившись при этом от их слабых сторон. В основе этой новой философии должен быть принцип, из которого можно было бы вывести всё качественное многообразие мира. Эта философия должна показать связь духа и материи, не пытаясь отрицать реальность обоих, и при этом она должна быть избавлена от дуализма при объяснении вселенной. Она должна объяснить поступательный процесс мировой эволюции, её законы, место и назначение человека в этом процессе.

Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной системе интегральной йоги, целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой природы человека.

Шри Ауробиндо начал свою практику йоги в 1904 году. Собрав основные элементы духовного опыта, полученные разными путями, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более интегрального пути, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования: дух и материю. Большинство традиционных систем йоги предлагают путь реализации Духовного существования через уход от материальной физической жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью трансформацию самой человеческой природы через привнесение света и сознания в Материю. Согласно Интегральной йоге, настоящее существование человека в материальном мире является жизнью в невежестве и бессознательности, но даже в её темноте и незнании существует присутствие Божественного. Созданный материальный мир - это не ошибка, которую нужно отвергнуть душой, устремлённой к небесам или нирване, но важнейший эволюционный уровень, делающий возможным последующее развитие духа. Духовная работа в материальном мире является тем ключом, с помощью которого должно быть открыто растущее Божественное Сознание в Материи.

Общепринято воспринимать человеческий разум как самый высокий уровень сознания, который может возникнуть в результате эволюционного развития природы. Согласно интегральной йоге, ум - это не конечная точка развития сознания. Существуют планы сознания выше и ниже человеческого уровня - это супраментальный и субментальный планы. Однако человеческий ум не имеет с ними контакта и не может охватить всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может воспринять весь диапазон электромагнитного излучения, а человеческий слух - все звуковые частоты. Последующая эволюция человека заключается именно в том, чтобы стать сознательным существом на всех уровнях и планах существования. Реализация этой эволюции является главной целью Йоги Шри Ауробиндо.

Интегральная йога подчёркивает индивидуальность каждого человеческого сознания и не ограничивает практикующих каким-либо определённым набором правил для реализации йогического опыта, давая лишь основные направления и разъясняя основные трудности пути. Йогическое устремление через работу, медитацию, любовь, преданность и открытость Божественному сознанию, согласно опыту Шри Ауробиндо, является движущей силой для преобразования сознания и трансформации человеческой природы.

Ауробиндо - также крупная фигура современной индийской политической мысли, его чтут за его вклад в радикальную идеологию индийского национального движения. Он подчеркивал концепции духовного национализма и божественности Родины, задачу полного освобождения от иностранного правления, теории бойкота и пассивного сопротивления, как впрочем и использование силы при необходимости, а также видение более широкой роли Индии в
международном сообществе. В то же время Ауробиндо не сумел толком обратиться к общинной проблеме и оттолкнул многих мусульман. Вероятно его лучше всего запомнят за его чувство духовной силы и за ашрам, который он основал в Пондичерри, рядом с которым затем возник новый центр, Ауровиль, названный в его честь.

Его литературное наследие насчитывает 37 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

Источники
----------------
Surjit Mansingh Historical dictionary of India. Second edition.Historical Dictionaries of Asia, Oceania,and the Middle East, No. 58. - The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Toronto, Oxford, 2006.840 pp.

Материалы Википедии.

Азия, ХХ век, персоналии, философия, йога, Индия

Previous post Next post
Up