Mar 30, 2022 02:42
В Перемышлянском районе Львовской области Украины, среди живописных лесов и оврагов расположилось село Унев, известное находящейся в ней Уневской лаврой. Этот монастырь-крепость, дом монахов-студитов, является одной из четырех лавр Украины, а также единственной греко-католической лаврой. Первое упоминание о ней относят к 1395 с., однако материалы археологических раскопок свидетельствуют, что монастырь на этом месте существовал еще в XIII в. На территории лавры и в ее ближайших окрестностях ученые нашли остатки многочисленных культовых, жилых, хозяйственных построек и даже мастерские по изготовлению стекла.
Согласно легенде, этот монастырь основал в конце XIV века шляхтич Лагодовский, который был владельцем усадьбы в селе Лагодов и служил князю Федору Любартовичу. Однажды так разболелись у него ноги, что он даже ступать на них не мог. Не в силах терпеть страдания, несчастный начал просить у Бога скорой смерти. Но тут во сне явилась ему Пресвятая Богородица и велела отправиться к востоку от Лагодова, отыскать там в глубоком овраге источник с целебной водой и омыть болезни ноги. Получив вдохновение от всего этого, Лагодовский отправился на поиски и действительно нашел в указанном месте источник. Искупавшись в нем, он полностью исцелился и в знак благодарности дал обещание построить на этом месте монастырь, посвященный Пресвятой Деве. Через некоторое время Лагодовский возвел над целебным источником деревянную церковь, на престоле которой стояла икона Божией Матери. Живописец изобразил ее, со слов Лагодовского, такой, какой она явилась ему во сне. В храм над источником приходили со своими нуждами множество людей, много здесь произошло чудесных исцелений. Однако во время одного из татарских набегов церковь была сожжена. Вернувшись на пепелище, Лагодовский с удивлением и радостью увидел, что икона осталась неповрежденной. И тогда он обратился к своему патрону, князю Федору Любартовичу, с просьбой помочь построить на этом месте храм. Так, при поддержке князя, около 1400 г. у целебного источника выросла Успенская церковь, которая позже стала главным храмом Уневского Успенского монастыря. Эта церковь, в облике которой сочетаются черты поздней готики и ренессансной архитектуры, стала усыпальницей семьи Лагодовского. До наших дней сохранилась могила Александра Ванько Лагодовского, последнего представителя этого рода (умер в 1574 p.).
В 1549 г. татары в очередной раз сожгли монастырь. После этого вокруг него выкопали ров, насыпали земляные валы, возвели каменные стены с четырьмя угловыми башнями; пятая башня располагалась над въездными воротами. К концу XVI в. монастырь уже выглядел как настоящая крепость. Даже Успенский собор приобрел черты оборонительной архитектуры, верхнюю часть храма опоясала линия бойниц. Высокий земляной вал и глубокий, наполненный водой ров, окружавшие монастырь, просуществовали до начала XIX в. Тогда же были разобраны две угловые башни. Однако даже с этими потерями Уневская лавра остается среди числа величайших памятников украинской оборонной архитектуры.
Ныне в монастырский ансамбль входят крепостные стены с двумя башнями, Успенская церковь, дом митрополита и три двухэтажных корпуса келий. Жилые постройки с четырех сторон окружает квадратный монастырский двор, посередине которого возвышается Успенский храм. Специалисты датируют его серединой XVI века; возможно, он был построен на месте более раннего деревянного храма. Церковь является характерным образцом укрепленных храмов-крепостей. Барочные элементы, которые несколько смягчают ее суровый вид, появились лишь в первой половине XVIII в. С южной стороны возвышается квадратная в плане башня-колокольня.
Братские корпуса, расположенные с западной, северной и восточной сторон монастырского двора, появились еще до начала XVIII в. Сначала полукаменные-полудеревянные, в XVIII-XIX вв. они были полностью перестроены в камне. Двухэтажный, возведенный в стиле классицизма дом митрополита, который является самым поздним сооружением ансамбля, относится уже к 1820-м годам.
За многие века монастырь претерпел как времена расцвета, так и периоды упадка. В XVII-XVIII вв. он был одним из крупнейших центров образования и книгопечатания. На протяжении более чем ста лет (1647 - 1770 гг.) при монастыре действовала (с перерывами) типография. С Уневской лаврой связаны имена многих деятелей украинской истории - епископа Макария Тучапского, известного писателя XVII в. Ивана Вишенского, первого украинского кардинала Михаила Левицкого. Именно здесь Иов Княгиницкий, основатель Манявского скита, вернувшись с Афона, заложил основы василианских монастырей по образцу афонских.
Период расцвета монастыря тесно связан с известной семьей Шептицких. Архимандритами Уневской Лавры были Варлаам (с 1668 г.) и Атанасий (в 1713-1715 гг.) Шептицкие. Во времена последнего была возобновлена деятельность монастырской типографии, выстроены в камне корпус келий и комната настоятеля. На контрфорсе Успенского собора до сих пор сохраняется герб Атанасия Шептицкого, которой в 1715 г. стал греко-католическим митрополитом и находился на этом посту на протяжении всей своей просветительской деятельности.
В 1772 г. в результате раздела Речи Посполитой Уневский монастырь вместе со всей Львовской землей оказался под властью австрийских императоров, которые проводили активную политику секуляризации монастырских владений. В 1790 г. монастырь был закрыт, а церковь обращена в приходскую. Началась постепенная разборка средневековых укреплений.
В 1816 г. галицким митрополитом стал Михаил Левицкий (1774-1858 гг.). В течение своего 42-летнего правления этот выдающийся украинский церковный деятель, как пишет Н.Д. Полонская-Василенко, «боролся за поднятие престижа Украинской Католической Церкви, заботился о том, чтобы обеспечить ее материально, организовать обучение. Большое внимание он уделял технологическому образованию. Со значительными сложностями, однако добился митрополит, чтобы во Львовском университете преподавали на украинском языке догматику, пастырское богословие и катехетику. В результате его стараний, с 1856 года катехизаторами в школах стали назначать греко-католиков. Многолетняя деятельность Михаила Левицкого совпала с эпохой украинского возрождения».
Митрополит Левицкий добился от австрийских властей возвращения сооружений бывшего Уневского монастыря. Южное крыло келий было переоборудовано под резиденцию митрополита. Здесь Михаил Левицкий жил и отсюда руководил Украинской греко-католической церковью на протяжении сорока лет. В 1856 г. папа Пий IX возвел его в сан кардинала. Немолодой митрополит уже не мог лично приехать в Рим, поэтому папский посланник кардинал Шварценберг сам прибыл в Унев и торжественно вручил Левицкому кардинальскую шапку. Так он стал первым в истории кардиналом украинского происхождения. Согласно завещанию, М. Левицкого похоронили в Уневском монастыре.
Унев оставался резиденцией галицких митрополитов до 1919 года, пока митрополит Андрей Шептицкий не передал монастырь монахам-студитам. Тогда же монастырь получил статус лавры. В 1946 г. после Львовского псевдособора, Уневская лавра была ликвидирована, а на ее территории устроен концлагерь для католического духовенства.
В 1947 году настоятель Лавры архимандрит Климентий Шептицкий был арестован и в дальнейшем приговорен к восьми годам заключения (скончался в 1951 году во Владимирской тюрьме).
Затем в Уневе размещались богадельня, психоневрологический интернат...
Возрождение Успенской Уневской лавры началось в первые годы независимости Украины. В настоящее время под руководством лавры находятся еще восемь монастырей, которые располагаются в Украине и за ее пределами. Тысячи паломников прибывают сюда поклониться чудотворной иконе Богоматери Одигитрии. Особенно много народу стекается в Унев в третье воскресенье мая, когда здесь проходят большие празднования с участием высших иерархов УГКЦ.
Монахи Уневской Лавры заботятся о детях-сиротах школьного возраста, катехизируют детей в Уневской сельской школе, занимаются растениеводством, животноводством, огородничеством и пчеловодством. В монастырской мастерской изготовляют предметы церковного обихода: свечи, просфоры и уголь для кадила.
Украинский католический университет ежегодно организует в монастыре летнюю богословскую школу.
Источники
--------------
Нізовський А. Ю. 100 великих чудес України- К.: Арій, 2010. - 416 с.: іл. -
(100 великих)
Материалы Википедии
Украина,
Львовская область,
религия,
храмы и монастыри,
греко-католичество,
Европа,
История