Mar 15, 2022 21:54
Сложность этнической истории украинцев проявляется уже в многообразии их самоназваний (этнонимов) и названий края. Динамика этих терминов отображает не только изменения социально-политической и этнокультурной ситуаций на Украине, но и характер взаимоотношений Украины с соседними государствами. Они, наконец, проливают свет на проблему происхождения украинцев, которая под воздействием идеологических клише чрезвычайно запутанна.
Существуют разноречивые мнения о происхождении украинцев. Из них можно выделить два основных. Одно, определяемое как теория непрерывного развития народов, сопряжено с поиском их этногенетических корней в недрах первобытнообщинного строя. Применительно к украинцам это выглядит так: прямым предком их было обитавшее на территории современной Украины неолитическое население, эволюционировавшее сначала в невров, затем в антов, далее в русов периода Киевской Руси и, наконец, в украинцев.
Более принята другая точка зрения - академическая. Согласно ей формирование украинцев началось в период феодальной раздробленности Древнерусского государства (ХІІ-ХІІІ вв.), а завершилось в ХIV-ХV вв.
Если процесс формирования украинского этноса рассматривать с позиций анализа основных его признаков, то обе точки зрения окажутся небесспорными. Ведь первая, по сути, отвергает общепринятое положение о том, что этнос - категория историческая, а значит, имеет, по словам Л.Н. Гумилева, “начало и конец”. Вторая недостаточно учитывает побудительные причины формирования украинской этнической общности и не принимает в расчет того, что название “Украина” как один из показателей завершающегося этапа формирования украинского этноса появилось еще в XII в., а следовательно, этногенетический процесс начался до этого времени.
Главной предпосылкой формирования древнерусской народности стали те объединительные процессы в рамках восточного славянства, которые проявились в создании земель, их объединений, а затем и государства, состоящего из относительно самостоятельных земель (княжеств).
Складывавшиеся на территории нынешней Украины восточнославянские земли, какую бы суверенность они ни отстаивали, были тесно связаны между собой: и духовно, и политически, и экономически, и родственными узами. Генетическая общность их подчеркивалась и входящим в название этих земель этнонимом “Русь”: Киевская Русь, Северская Русь, Подкарпатская Русь, Червонная Русь, Белая Русь, Черная Русь, Венгерская Русь, Малая Русь, Юго-Восточная Русь. А в целом это единая Русь, Русская земля, единство которой всегда подчеркивалось в ситуациях, угрожающих ее спокойствию и безопасности: “Дай нам Бог за Русскую землю головы свои сложить” - рефрен древнерусских летописаний.
Символом преемственности древнерусской народности является ключевое понятие “Русь”. Как ни странным это может показаться, но оно генетически связано с понятием “Украина”. Ведь динамика их трансформации такова: Русь - Киевская Русь - Малая Русь - Малороссия - Украина - Украина-Русь - Украина. Более того, именно Украина напрямую связана с Киевской Русью, и в частности с Киевщиной, которая стала ядром зарождения и Руси, и Украины. На Киевской земле оформились понятия “Русь” и “Украина”; первое - в VIII в., второе - в XII в.
Условие, определившее формирование украинской общности, - необходимость объединенной борьбы против степных кочевников - общего врага, угрожавшего Киевской Руси и ее отдельным землям. Именно там, на пограничье (на “окраине”) со степным миром, формировались политоним и этноним “Украина”.
Изначальный смысл термина “Украина” - окраина, окраинная земля. Но со временем его содержание изменилось и он стал употребляться в значении “край” или “страна” (укр. країна), а потом и как название самостоятельного государства.
Впервые термин “Украина” встречается в Ипатьевской летописи под 1187 г. в связи со смертью на Переяславщине князя Владимира Глебовича - организатора отпора половецкому вторжению. Вопреки расхожему мнению о локальном бытовании этого названия летописи свидетельствуют об обратном - о довольно быстром распространении его во многих землях Киевской Руси.
Так, под 1189 г. название “Украина” встречается по отношению к Галицкому княжеству: князь Ростислав прибыл “ко украйне и взя два города Галычкыи”. Если учесть, что Галиция включала ряд земель - Покутье, Буковину, Холмщину, Поднестровье и др., то можно представить, насколько широко было распространено уже в XII в. это название.
Под 1213 г. упоминается “Волынская Украина”. В том же 1213 г. летописец употребляет уже обобщающий термин “вся Украйна”, имея в виду исконные восточно- славянские земли “Червенские” и Западную Волынь.
Но широкое распространение термин “Украина” в значении “край” или “страна” получает чуть позже. В XIV-XV вв. так назывались земли в верховьях рек Сейм, Трубеж, Сула, Псел, т.е. Северщина и Переяславщина, а в XVI в. - и Нижнее Поднепровье, Брацлавщина, Подолье, Полесье, Покутье, Белзщина, Люблянщина, Перемышлянщина, Холмщина и Закарпатье. В источниках XV-XVI вв. упоминаются такие земли, как Украина Руська, в состав которой входили Галиция, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Крайна Венгерская, Крайна Березская, Мукачевская Украина.
Всеобщее признание термина “Украина” относится лишь к XVII в. Правда, существовал он наряду с другими официальными названиями, в частности - с наименованием “Малороссия”, утвердившимся в XVII в., после вхождения Украины в состав Московского государства. В отличие от прежнего названия “Малая Россия”, подчеркивавшего генетическую связь с Киевской Русью, в термине “Малороссия” и в названии ее жителей “малороссияне” усматривался оттенок пренебрежения к провинциальной окраине и провинциалам. Это обстоятельство ускорило процесс осознания малороссиянами своей причастности к “Украине” и к таким наименованиям, как “казак” и “украинец”. Закреплялось в сознании украинцев и их изначальное название русин, русич, руснак, руський, по сути так и не исчезнувшее из лексикона жителей западных регионов Украины - Закарпатья, Галиции, Подолья.
Самоназвание “украинец”, как уже отмечалось, утвердилось сравнительно поздно, в XV-XVI вв., т.е. намного позже названия “Украина”. В известной мере это связано с особенностями ее этнонационального развития, в частности - с образованием казачества, фактически выполнявшего роль национального символа и носителя этничности. Самоназвание “казак”, наиболее распространенное в XIV-XVII вв., выступало в качестве не только этнонима, но и символа защитника национальных интересов.
Роль казачества во всей социально-политической жизни Украины была настолько велика, а его связи с народом так прочны, что украинцев, судя по документам XVI-XVIII вв., стали называть нацией казаков или “украинской казацкой нацией”, а Украину - “страной казаков” (“Cosacorium”). Ранее (до XVII в.) за рубежом ее называли “Русью”.
В XIV-XVII вв. наряду с новыми самоназваниями (“казаки” и “украинцы”) бытовали и древнерусские (“руськи”, “русские”). Подобная многослойность этнического самосознания не случайна. Она была реакцией на национальный гнет со стороны государств, захвативших отдельные земли Украины. Отстаивая свою национальную независимость, украинцы, вполне естественно, обращались к своим перво- истокам - к Руси, прямыми наследниками которой они, кстати, и были.
Украинские авторы XVII в. постоянно подчеркивали, что казацкая Украина - продолжательница Киевской Руси. Богдан Хмельницкий, возглавлявший национально-освободительную войну украинского народа против Польши (1648-1654), именовал себя то “князем русским”, то “гетманом Украины”.
Значимость самоназваний “Украина” и “украинцы” начинает стремительно возрастать в XVIII в., когда Восточная Украина (Малороссия) становится центром активной национальной жизни в противоположность Правобережью, придавленному польским национальным гнетом. Название “Украина” утверждается вместе с надеждами украинцев возродить национально-культурную жизнь, подъем которой был особенно заметен в XIX в. Чтобы подчеркнуть связи национального возрождения с давними традициями, стали употреблять термины “Украина-Русь”, “украинско-русский”. Правда, с конца XIX в. большее распространение получают названия “Украина”, “украинский”, “украинцы”, которые вытеснили все иные.
Вместе с тем особенность этнической истории украинцев, проявляющаяся, в частности, в складывании различных региональных образований, сказалась на формировании краевого (регионального) самосознания - осознании своей принадлежности к родной земле, батьківщині, т.е. к земле предков. Этот тип самосознания - достаточно устойчивый и в настоящее время - проявляется прежде всего через региональные самоназвания.
Так, в Западном Полесье, где в основном проживают украинцы и белорусы, значительная часть украинцев называет себя еще полищуками, а украинцев, живущих южнее, - полевиками или полянами.
Еще большим разнообразием отличается этнонимическая картина в Закарпатье, где структура этнического и историко-этнографического подразделения края особенно сложна. Там в среде украинского населения прослеживается несколько уровней самосознания: осознавая себя украинцами (и соответственно называясь украинцами), они сохраняют генетическую связь с древнерусским населением, именуясь русинами (руснаками)', осознавая принадлежность к краю, называют себя карпаторусами; в зависимости от принадлежности к этнографическим группам - гуцулами, бойками или лемками; наконец, в зависимости от района проживания - подгорянами {горцами) или долинянами.
В то же время своих соседей-украинцев, некогда находившихся под властью Австро-Венгрии, они именуют общим термином “цесарцы” или “угрорусы”; тех же, кто проживает в горной части, - “горенцами”, жителей долин - “доленцами” и т.д. Те же в свою очередь украинцев Закарпатья называют “рутенами” (соответствует “русинам”) или же “крайниками” (соответствует “украинцам”).
Похожая иерархичность самоназваний и названий украинцев сложилась и в других этноконтактных зонах и межрегиональных пограничьях Украины. Она составляет колоритную этнонимическую картину, отражающую всю палитру этнической истории и этнического самосознания украинцев. Вот некоторые ее фрагменты: буковинцы, верховинцы, волыняне, галичане, запорожцы, казаки, малороссы, ополяне, подгорцы, пинчуки, подоляне, севрюки, слобожане, степняки, тавричане, червонорусы, черкасы, черноморцы. И все они украинцы!!!
Автор - А. П. Пономарев.
Источник
-----------
Украинцы. - М.: Наука, 2000. - 535 с., ил.
Украина,
украинцы,
народы мира,
Европа,
История