Диссиденты по-македонски

Mar 03, 2022 23:55

Формирование македонского диссидентского движения было обусловлено историей республики. Это иная история, нежели та, которая стала уделом остальных стран социалистического лагеря на юге Европы.

Ключевым моментом стали гарантии политического статуса федеральной республики для Македонии, предоставленные в 1943 году постановлением I сессии Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Годом позже, 2 августа 1944 года, вновь образованная Македония, конституируемая как социалистическая республика, входящая в структуры югославской федерации, впервые обрела формальную, хотя и ограниченную государственность.

Республика разместилась в оставшейся ей части исторической Македонии, заняв территорию так называемой Вардарской Македонии; эгейская часть находилась в границах Греции, пиринская же - в Болгарской Народной Республике. Существование Социалистической Республики Македонии на урезанной территории в рамках югославского государства было в разные периоды послевоенной истории одной из проблем, которые заботили македонское диссидентское движение. Наряду со стремлением к полной политической суверенности появлялись ирредентистские лозунги восстановления исторических границ Македонии и объединения всех ее частей.

По окончании войны аппарат коммунистической власти, опирающейся, как во всей Югославии, на госбезопасность, быстро и успешно расправился с противниками нового порядка. Осуществление репрессивной политики по отношению к жителям республики было возможно, в частности, и из-за выраженного преобладания офицеров-сербов над македонцами в республиканских органах госбезопасности. Жертвами нового порядка стали многие македонские коммунисты, имевшие собственный взгляд на государство. Носители иных, нежели официальные, взглядов объявлялись профашистами или проболгарскими коллаборационистами. За пропаганду идеи объединения всех македонцев под эгидой Болгарии были осуждены на смерть сразу же после войны Димитр Чкатров и Димитр Гюзелов.

Принятие властями республики каких-либо решений в вопросах автономии было невозможно без консультаций с Белградом. Поэтому потерпела поражение и попытка создать автокефальную Македонскую Православную церковь в марте 1945 года. Поддержка этой инициативы Методием Андоновым-Ченто, председателем президиума АСНОМ, вызвала разгромную критику из Белграда. Замысел расценили как стремление к отделению республики и разрыву связей с Сербским патриархатом, что, по мнению идеологов и охранителей нового режима, подрывало нерушимый принцип «братства и единства» народов Югославии.

Действия Андонова-Ченто не раз расценивались в Белграде как неприемлемые. Стремясь ослабить зависимость от федеральной власти, он протестовал против террора, развязанного коммунистическим аппаратом, - прежде всего против массовых бессудных казней. Он требовал также от центральных властей признать право на самоопределение и возможность отделения республик, открыто осуждал идею централизованного союзного государства, которая, по его мнению, нарушала суверенность Македонии, гарантированную на I сессии АВНОЮ. Полемические выступления Андонова-Ченто привели к отстранению его властями коммунистической Югославии от политической деятельности в республике. Прокуратура сфабриковала материалы по обвинению его в шовинизме и преступлениях против собственного народа и государства. В 1946 году его приговорили к 11 годам каторжной тюрьмы. Реабилитация (как и по делам других осужденных тогда деятелей) состоялась на новом процессе в 1990 году, через много лет после его смерти.

Позиция коммунистических властей в Белграде сказалась также на кодификации македонского литературного языка. Некоторые члены созданной в 1944 году Комиссии по выработке македонской языковой нормы, алфавита и орфографии были репрессированы. В процессе работы над установлением языковой нормы столкнулись два подхода. Часть членов комиссии, например Георгий Киселинов, противилась введению в алфавит знаков из сербской кириллицы. Протестовал также известный поэт Венко Марковский, который высказывался за создание особого македонского алфавита. В 1945 году победили сторонники использования букв, близких к сербской кириллице.

Недовольство и разочарование в связи с неполноценным статусом македонской республики в структурах Югославии, а тем самым в ограничении возможности самостоятельно решать свою судьбу приводили к возникновению союзов и объединений, выступающих за независимость, таких, например, как Демократический союз Республики Македония. Создававшиеся после войны новые группы объединяли деятелей разной политической ориентации и часто обращались к традициям возникшей еще в XIX веке Внутренней македонской революционной организации (ВМРО). К этому названию присоединялись различные дополнения. Так, возникла ВМРО-Правда. Была создана также группа «Демократический фронт Македонии - Илинден-1903», обращенная к патриотическим традициям антитурецкого восстания 1903 года, вошедшего в историю под названием Илинденского. Власть рассматривала эти организации как антигосударственные, так как, по ее мнению, они выступали против македонского народа и югославского государства, а членов организаций - как врагов народа, за что давали многолетние тюремные сроки.

Вторая волна арестов (первая прокатилась сразу после войны) была связана с конфликтом Югославии и СССР. Тогда, в 1948-1949 годах, в связи с антикоминформовской чисткой были предприняты попытки устранить из руководства компартии Македонии потенциальных, фактических или мнимых противников нового режима (в любом случае тех, кто не нравился властям). Их ссылали, как и в других республиках, часто без суда, на принудительные работы на Голый остров или заключали в тюрьмы на других островах Адриатического побережья (например, Свети-Гргур или Углян).

Среди заключенных по обвинению в пособничестве политике Коминформа были видные фигуры македонской политической и культурной жизни. Попали в заключение и основатели АСНОМ Петре Пируже-Майский, занимавший пост министра юстиции Македонии, и Панко Брашанаров. На Голый остров сослали также поэта, члена языковой комиссии и депутата македонского парламента Венко Марковского (выйдя на свободу, он в 1966 году эмигрировал в Болгарию) и писателя Душко Наневского. Обвинение в пособничестве политике Сталина, не отвечающей установкам Тито, часто было лишь предлогом, чтобы избавиться от тех, кто считал, что объединить Македонию призвана Болгария, а не Югославия. За приверженность таким взглядам, который называли в Македонии болгарофильским автономизмом, были приговорены к тюремному заключению занимавший высокий пост в компартии Македонии Лазар Соколов, а также член действовавшей еще до 1903 года террористической группы «Гемиджи», а затем член президиума АСНОМ Павел Шатев и советник югославского посольства в Софии Благой Хаджипанжов.

Период коммунистического правления в Югославии не оказал влияния на территориальные притязания соседей Македонии. Великосербские амбиции высказывались параллельно болгарским или греческим заявлениям, ставившим под сомнение существование македонской нации. В таких условиях возникали местные оппозиционные организации, которые время от времени провозглашали лозунг Великой Македонии и ее полной самостоятельности. Все деятели таких группировок подвергались репрессиям. В 1963 году к тюремному заключению были приговорены члены тайной организации из Охрида, опиравшейся на традиции партии ВМРО (Объединенной). Годом позже были осуждены деятели другой региональной группы - Самостоятельной нелегальной македонской организации, действовавшей в Кичеве.

Со временем, когда децентрализация югославского государства стала одним из важных пунктов политических, национальных и экономических реформ, произошли изменения и в позиции властей. Во всех республиках федерации политики поддерживали реформаторские тенденции. Децентралистские и реформистские устремления в значительной мере вырастали из попыток ограничить влияние сербских политиков, которых обвиняли в том, что они захватили господство в руководстве Югославии. В соответствии с осуществлявшейся в 1960-е гг. политикой, допускавшей заявления о национальных различиях в рамках югославской федерации, прогрессировала эмансипация македонского этноса. Усилия республиканских властей положили начало воплощению важных для существования самостоятельной нации начинаний в области культуры и науки. В 1967 году была создана Академия наук Македонии и провозглашена автокефальная Македонская Православная церковь.

Власти федерации позиционировали себя гарантом существования Социалистической Республики Македонии на территории, ограниченной землями Вардарской Македонии. Не допускались никакие действия, потенциально опасные для добрососедских отношений Югославии с пограничными странами. Одновременно серьезные ограничения налагались на македонскую периодику, чтобы не допустить публикации материалов, способных поколебать образ социалистического монолита. Примером превентивных действий властей стало, например, изъятие всего тиража журнала «Современность» (1974. № 3), в котором было напечатано стихотворение «Без названия» Димитра Йоновского. Это произведение поэта родом из Эгейской Македонии, по мнению охранителей нового строя, могло быть истолковано как критика общественного устройства Социалистической Республики Македония. Действия цензуры часто вели к тому, что авторы произведений, принятых к печати в литературных изданиях, сами отказывались от публикации (как сделал Ристо Ячев, тоже родом из Эгейской Македонии). В цензурировании были задействованы и ответственные редакторы, которые, например, исключили из издательского плана стихи Любена Ташковского.

Недовольство у Тито вызывала и позиция части македонцев, оказавшихся в структурах федеральных властей. В 1978 году один из них, Киро Глигоров, коммунистический деятель еще времен АСНОМ, занимавший ответственные правительственные посты, попал в немилость и был лишен должностей. Несколько лет спустя, уже после смерти Тито, за высказывания о необходимости соблюдать принципы рыночной экономики он был выведен из ЦК СКЮ.

Со временем оппозиционная деятельность против строя, навязанного коммунистической властью Югославии, распространилась за границы республики. Важную (хотя в самой Македонии и подвергающуюся сомнению) роль в диссидентском движении сыграл Драган Богдановский, сторонник так называемой максималистской тенденции, предполагающей создание объединенной Македонии. Находясь в эмиграции, он стремился создать в Европе, США и Австралии македонские политические организации (в Париже, например, он основал «Македонский народный фронт»). В 1976 году югославская госбезопасность похитила Богдановского в Париже. Его доставили в Македонию и осудили на 13 лет тюрьмы за антигосударственную деятельность. По выходе на свободу Богдановский вновь действовал в эмиграции. Его считают духовным отцом учрежденной в Македонии 17 июня 1990 года правой Демократической партии за македонское национальное единство (ДПМНЕ).

В начале 1990-х в Македонии начались судебные процессы по реабилитации деятелей, казненных в коммунистической Югославии. Среди них были как коммунисты, так и противники системы, стремившиеся к суверенности Македонии и объединению ее частей.

Вскоре после выборов 1990 года македонский парламент принял декларацию о суверенитете Республики Македонии (25 января 1991 года). Первым президентом независимого государства стал Киро Глигоров, а власть осуществляла экс-коммунистическая партия Социал-демократический союз Македонии, правившая до 1998 года и вновь в 2002-2008 годах. 8 сентября 1991 года, через несколько месяцев после выхода Хорватии и Словении из федерации, в Македонии прошел референдум о независимости. Из принявших в голосовании 71 % граждан республики 95 % высказались за суверенитет Македонии. Парламент утвердил это решение и 17 сентября 1991 года провозгласил независимость.

Выход Македонии из состава югославской федерации произошел, в отличие от остальных республик, без кровопролития. С начала 1992 года Македония отозвала всех своих депутатов из парламента и президиума федерации, а также дипломатов-македонцев, представлявших Югославию за рубежом. В результате успешных переговоров с Белградом было достигнуто соглашение о выводе с территории республики югославских войск (с 15 апреля 1992 года). Македонское правительство приняло военные объекты и взяло на себя охрану государственных границ.

Была возрождена символика древнего государства Александра Великого. Образ античного властителя должен был поддерживать и утверждать непрерывность существования независимой Македонии. На национальном флаге было размещено солнце с 16 лучами - символ древней династии, найденный в 1977-1978 годах в гробнице Филиппа II Македонского в Вегрине (Греция).

В том же 1992 году Македония предприняла усилия для признания своего суверенного статуса на международном уровне и включения в структуры ООН и Евросоюза. Международные институты потребовали конституционных гарантий, гарантий отсутствия территориальных претензий к соседям, а также принятия решения об изменении названия государства. Позиция Греции, которая не хотела принять название «Республика Македония», затрудняла нормализацию международной ситуации вокруг страны. 8 апреля государственный суверенитет Македонии был признан под временным названием - Бывшая Югославская Республика Македония, а изменение символа на государственном флаге позволило снять в 1995 году эмбарго на вступление Македонии в международные структуры, наложенное греческим правительством. В 2018 году греко-македонский спор был решен компромиссом: по соглашению с Грецией республика приняла новое название - Северная Македония. Это соглашение было утверждено общемакедонским референдумом и закреплено решениями македонского и греческого парламентов, вступившими в силу с 12 февраля 2019 года.

Политическая жизнь современной Северной Македонии определяется двумя крупными партиями - Социал-демократическим союзом Македонии, политическим преемником македонских коммунистов, и правой умеренно националистической ВМРО - ДПМНЕ, действующей, как правило, в блоке с партиями, представляющими албанское национальное движение.

Автор - Лилла Мороз-Гжеляк (С. П.)

Источник:

Энциклопедия диссидентства. Восточная Европа. 1956-1989. = М.: изд-во НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ, 2022, 983 с.

общественные протесты, Балканы, ХХ век, Европа, Македония, общественные движения

Previous post Next post
Up