Feb 21, 2022 21:59
После смерти Тито в 1980 году и прихода к власти в Сербии Слободана Милошевича Югославия медленно двигалась к распаду. Как только этот процесс вступил в свою критическую стадию в 1990-1991 годах, он вызвал множество вопросов о будущем Македонии. Формирующиеся оппозиционные группы, такие как ВМРО-Демократическая партия Македонского национального единства (IMRO-DPMNU), с энтузиазмом приветствовали перспективу независимости. В Скопье часто можно было встретить такие граффити, как ‘Салоника это наше", свидетельствующие о националистическом рвении. Другие, однако, были настроены скептически и продолжали подчеркивать важность федеративного государства для политической и экономической стабильности Македонии. Среди них был
Киро Глигоров, белградский аппаратчик и бывший помощник Тито, который был избран в январе 1991 года первым многопартийным парламентом республики в качестве президента Македонии. 3 июня 1991 года выступил вместе с
Алией Изетбеговичем, его коллегой из Боснии и Герцеговины, с предложением о сохранении Югославии как конфедеративного государства. Однако, после окончательного отделения Словении и Хорватии и последовавших за этим войн у Македонии осталось мало вариантов. 8 сентября большинство аж в 95 процентов проголосовало на референдуме за ‘суверенную Македонию, пользующуюся правом на вступление в союз бывших югославских республик’. В январе 1992 года македонские албанцы, бойкотировавшие сентябрьское голосование, организовали свой собственный референдум и подавляющим большинством проголосовали за политическую и территориальную автономию. В 1994 году они снова
организовали перепись населения, настаивая на том, что правительство Скопье намеревалось искусственно сократить их число.
В тот момент будущее Македонии казалось неопределенным. Хотя правительству Николы Клюсева, независимого технократа, удалось стабилизировать неустойчивую экономику и обуздать инфляцию, но возникло много
нерешенных политических дилемм. Наблюдатели указывали на опасную смесь территориальных устремлений соседних государств (‘четырех волков’) и внутренней фрагментации по религиозным и этническим
признакам. В их глазах вновь возникший македонский вопрос угрожал спровоцировать новую балканскую войну, подобную тем, что происходили в 1912-1913 годах.
При этом Югославия официально не признала независимость Македонии, и взаимная граница оставалась незакрытой до конца 2000 года. Хотя Болгария была первой страной, признавшей Республику
Македония в январе 1992 года, ее президент Желю Желев довольно опрометчиво заявил, что это не подразумевает признания нации или ее языка. Греция оспаривала право ‘Республики Скопье’
называться ‘Македония’ и использовать Звезду Вергины, а также ссылки на македонцев, проживающих в соседних государствах, в недавно принятой конституции. Из-за упорной оппозиции Греции Македония не
была принята в члены Организации Объединенных Наций (ООН) до апреля 1993 года, и
то только под временным названием Бывшая Югославская Республика Македония Македония (БЮРМ). В январе 1994 года Афины ввели экономическое эмбарго, которое перекрыло доступ к порту Салоники. Это произошло поверх введенных санкций против бывшей Югославии (май 1992 г.), которые нанесли большой ущерб экономике Македонии.
И все же постепенно была достигнута определенная стабильность. Югославская армия мирно отступила весной 1992 года (забрав, однако, все тяжелое вооружение). В марте 1993 года ООН направилат миссию по предотвращению конфликтов, первую миссию такого рода, для наблюдения за границами с Сербией и Албанией. Важно отметить, что в состав миссии входил контингент Соединенных Штатов. К концу года члены ЕС признали Македонию. Временное соглашение с Грецией, заключенное 13 сентября 1995 года, помогло нормализовать отношения между двумя соседями. Македония
изменила свою конституцию и государственные символы, хотя никакого решения вопроса о названии не последовало. После окончания войны в Боснии (ноябрь 1995 г.), Скопье также установил дипломатические отношения с Белградом.
Албанская партия демократического процветания (ПДП) входила в правительственные коалиции, возглавляемые Социал-демократическим альянсом за Македонию (СДАМ), наследником коммунистов, в период 1992-1998 годов.
Финансовая система Македонии, основанная на ее новой валюте динаре, стабилизировалась при содействии международных финансовых институтов. Избавленная, в отличие от других частей бывшей Югославии, от кровопролития
Македония теперь может похвастаться прозвищем "оазис мира".
Этот образ был таким же обманчивым, как и мрачные стереотипы о "балканской пороховой бочке", распространенные в начале 1990-х годов. Постсоциалистическая экономика Македонии все еще находилась в состоянии стагнации, а безработица достигала 40 процентов.Как и везде на Балканах, санкции против бывшей Югославии породили организованную преступность и коррупцию. В октябре 1995 года президент Киро Глигоров едва пережил взрыв заминированного автомобиля в центре Скопье, получив тяжелые травмы. Крах нескольких финансовых пирамид в Битоле в 1997 году подорвал доверие общественности к СДАМ и его лидеру Бранко Црвенковскому. В том же году демонстрации албанцев в Тетово и Гостиваре привели к тюремному заключению мэров городов. Столь же спорным было функционирование университета на албанском языке в деревне Мала Речица близ Тетово, которое не было признано
властями. Все это усилило поддержку Демократической партии албанцев (ДПА), которая в 1994 году откололась от ПДП
и выдвинула более радикальную программу.
IMRO-DPMNU, возглавляемая своим харизматичным лидером Любчо Георгиевским, выиграла голосование в 1998 году и договорилась о создании коалиционного правительства с Арбеном Хафери из ДПА. В результате сделки ДПА установила свою прочную власть над районами с албанским большинством. Георгиевский также стремился к сближению с Болгарией. В феврале 1999 года он подписал со своим болгарским коллегой Иваном Костовым декларацию, в соответствии с которой
обе страны отказались от всех территориальных претензий. Была найдена дипломатическая формула, позволяющая обойти "языковой вопрос", из-за которого отношения в прошлом заходили в тупик. Декларация и все последующие двусторонние договоры должны были быть подписаны на "конституционных языках" обоих государств. Правительство IMRO-DPMNU также начало процесс приватизации, что привело к некоторым иностранным инвестициям, в основном из соседней Греции.
Однако сомнительные приватизационные сделки и коррупционные скандалы с самого начала запятнали имидж партий коалиции, особенно ее столпов Хафери и Георгиевского.
Македония пережила очень трудные месяцы в конце 1998 года и первой половине 1999 года. Когда кризис в соседнем Косово находился в самом разгаре, 250 000 албанских беженцев хлынули в страну, угрожая шаткому этническому балансу. Только неизменная поддержка Македонии международным сообществом и прекращение конфликта соглашением, подписанным Организацией Североатлантического договора (НАТО) и Сербией в македонском городе Куманово (июнь 1999 года), обеспечили стабильность. Война, однако, поляризовала общество, и албанцы всячески приветствовали кампанию НАТО и отделение Косово от Сербии в качестве международного протектората, а многие македонцы сочувствовали сербам и питали опасения по поводу расчленения их собственной страны. В соответствии с этим отношением кандидат СДАМ на президентских выборах в ноябре 1999 года Тито Петковский баллотировался по радикально антиалбанским позициям, что стало поворотом в политике его партии, отмеченной стремлением ‘Старого лиса’ Глигорова к равновесию. Это помогло Борису Трайковскому (IMRO-DPMNU), который выиграл гонку во многом благодаря голосованию албанцев.
Мир, однако, оказался недолгим. В начале 2001 года албанские военизированные формирования Армии национального освобождения (НОА) совершили нападения на македонскую полицию и оккупировали ряд отдаленных деревень вдоль
границы с Косово. Из своей штаб-квартиры выше Тетово НОА заявила, что борется за равные права для македонских албанцев. В то время правительство Скопье находилось в подвешенном состоянии. По мере эскалации конфликта в
течение 2001 года и ввода армейских подразделений НОА завоевала симпатии всех албанцев, недовольных Хафери. Имея более чем 1000 жертв с обеих сторон и тысячи внутренне перемещенных лиц, Македония остро нуждалась во внешней поддержке, чтобы справиться с этим конфликтом. Миссии ООН на местах больше не было из-за более раннего китайского вето в Совете Безопасности, вызванного признанием Македонией Тайваня. Контингент НАТО в Косово мало что мог сделать, чтобы остановить вторжение. Единственным подручным инструментом было прямое дипломатическое вмешательство Соединенных Штатов и ЕС. Конечным результатом стало рамочное соглашение, подписанное в Охриде в августе 2001 года основными македонскими и албанскими партиями (включая НОА) в присутствии представителей Вашингтона и Брюсселя.
Сделка предусматривала внесение поправок в законы страны, расширяющих возможности албанцев до такой степени, чтобы они де-факто стали вторым составным народом. Меньшинства, или, скорее, "общины", как было сказанто в соглашении, должны были быть пропорционально представлены в государственном управлении на всех уровнях. Везде, где они составляли более 20 процентов, их языки становились официальными. Административные и полицейские силы были децентрализованы. Албанцам также было предоставлено право накладывать вето на ключевые законодательные акты, затрагивающие их права. Чтобы гарантировать стабильность и контролировать разоружение, НАТО развернуло небольшие силы в районах, затронутых конфликтом.
Хотя отношения между рядовыми македонцами и албанцами оставались плохими, их политические элиты придерживались рамочного соглашения в постохридские годы. Его реализация оставалась ключевым предварительным
условием для членства Македонии в НАТО и ЕС. Выборы осенью 2002 года вернули к власти СДАМ, теперь трансформированный в умеренную силу. Это контрастировало с Георгиевским, который во всеуслышание обвинял Запад в том, что он встал на сторону албанских экстремистов и разрушил Македонию. Новое правительство Црвенковского было коалицией с Демократическим союзом за интеграцию (DUI), возглавляемым
главнокомандующим НОА Али Ахмети. Оно добилось относительного успеха в укреплении политической стабильности, несмотря на такие потрясения, как трагическая гибель президента Трайковского в результате авиакатастрофы (26 февраля 2004 года) или скандалы, связанные с экстрадицией высокопоставленных фигур, таких как Любе
Босовски, бывший министр внутренних дел, в Гаагу для суда за военные преступления, предположительно совершенные во время конфликта 2001 года. В январе 2003 года правительство опубликовало данные предыдущего референдума, показывающие, что албанцы по-прежнему составляют четверть населения (как DUI , так и DPA заявляли о гораздо более высоких цифрах). Однако бывший премьер Георгиевский, который в то время откололся от IMRO-DPMNU, чтобы сформировать более радикальная группировка (ИМРО-Народная партия) использовал эти цифры, чтобы призвать к
разделению страны по этническому признаку.
Наибольшая проблема возникла в ноябре 2004 года после того, как оппозиционные группы инициировали референдум, чтобы заблокировать новое законодательство, изменяющее границы нескольких важных муниципалитетов, что увеличило
бы долю албанского населения в Скопье сверх порога в одну пятую, необходимого для признания своего языка официальным. Низкая явка спасла премьер-министра Хари Костова и Бранко Црвенковского
(избранного президентом в апреле 2004 года), которых дополнительно поддержали признание США права республики использовать Македонию в качестве своего названия. Это стало неприятным сюрпризом для Афин, которые вели
переговоры со Скопье, предлагая ему альтернативные названия, такие как Славомакедония или Верхняя Македония.
Политическая стабилизация шла рука об руку с более тесными отношениями с Западом. Еще в 2001 году Македония стала первым государством-правопреемником Югославии, помимо Словении, подписавшим соглашение об ассоциации с ЕС.
В декабре 2005 года ЕС признал ее страной-кандидатом, которая двумя годами ранее на саммите в Салониках заявила, что охваченные кризисом районы бывшей Югославии и Албании ("Западные Балканы")должны иметь право на членство. Вместе с Албанией и Хорватией, партнерами с 2003 года в процессе Адриатической хартии, Македония
надеялась быть включенной в следующее расширение НАТО. Ее амбиции подпитывались позитивными сигналами от Джорджа У.Буша и его администрации на саммите североатлантического союза в Риге (ноябрь 2006 г.). Достижения на международной арене, однако, не смогли компенсировать разочарование внутри страны. Большинство граждан Македонии отметили незначительное улучшение своего уровня жизни. Македония отставала от других стран Юго-Восточной Европы по объему иностранных инвестиций и росту, особенно в промышленном секторе. Тысячи македонцев, особенно бывший
премьер-министр и лидер IMRO-DPMNU Георгиевский, выбрали болгарское гражданство, привлеченные возможностями безвизового въезда в Шенгенскую зону и членством Софии в ЕС, что вызвало споры на страницах ежедневных газет Скопье. Кроме того, возглавляемое SDAM правительство Владо Бучковского было омрачено коррупционными скандалами.
Совокупный эффект междоусобных разборок внутри правительств и широко распространенного социального недовольства снова изменил ситуацию в пользу IMRO-DPMNU, которая заняла более центристскую и ориентированную на реформы
позицию. Партия получила наибольшее количество голосов на выборах в июле 2006 года, и правительство во главе с Николой Груевским было создано. Как и в 1998 году, IMRO-DPMNU предпочла объединиться
с DPA Джафери, а не с DUI, которая стала самой сильной албанской партией. Это решение привело к большим потрясениям в политике Скопье в последующие месяцы. DUI бойкотировал заседание парламента, утверждая, что коллективные права албанской общины были подорваны в нарушение духа Охридского Соглашения.
После спада напряженности в 2007 году, Македония столкнулась с еще одним кризисом в следующем году, когда ее заявка на вступление в НАТО на саммите в Бухаресте в апреле 2008 года была сорвана греческим вето по нерешенному
вопросу о названии. Этот результат был реализован IMRO-DPMNU, чьи законодатели поддержали инициативу DUI
о роспуске парламента и проведении досрочных выборов в июне. Голосование, омраченное насилием между двумя албанскими партиями, привело к подавляющей победе Груевского, оседлавшего волны антигреческого национализма. Позднее, уже имея удобное парламентское большинство, он, тем не менее, сделал выбор в пользу
коалиции с албанским партнером. На этот раз именно DUI пообещал своим избирателям продолжить реализацию рамочной программы Охридского соглашения и дальнейшего расширения прав и возможностей албанской общины.
Расположенная в географическом центре юго-восточной Европы, Македония на протяжении своей современной истории отражала все взлеты и падения в политическом и социальном развитии своих соседей и Старого континента в целом. Македония превратилась в особую региональную единицу благодаря Восточному вопросу и ссорам между
Балканскими национальными государствами в XIX и XX веках. Национальная идентичность славянских македонцев, какой бы спорной она ни была, была сформирована действиями их соседей. Путь Македонии после обретения независимости был вдохновлен наследием бывшей Югославии. Чувство истории и идентичности, однако, не являются ключом к будущему в такой степени, как способность граждан и элит Македонии решать социально-экономические проблемы переходного периода, создавать функциональные государственные институты и внедрять компромиссные решения для размещения различных этнических общин, особенно албанцев. Как и в прошлом, это снова будет в немалой степени зависеть от событий в окрестностях Македонии, а также в Европе в целом.
Источник
---------------
Dimitar Bechev Historical dictionary of the Republic of Macedonia. - The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Toronto, Plymouth, 378 pp. 2009.
международные отношения,
Балканы,
Европа,
Македония,
XXI век