Jan 22, 2022 00:36
Подавляющее большинство жителей Косово номинально являются мусульманами. К ним относятся около 90 процентов албанцев, а также проживающие в Косово турки, боснийцы, гораны и большая часть ромов (цыган). Мусульмане Косово в подавляющем большинстве являются суннитами, хотя в сельской местности есть небольшие группы шиитов. Традиционно высока степень религиозной терпимости между албанцами разных конфессий, а исламский фундаментализм в значительной степени отвергается населением.
Ислам пришел в Косово вместе с османским завоеванием в 1389-1455 гг. Сербы в Косово и других местах остались в значительной степени верными православию, потому что с созданием автокефальной Сербской Православной церкви Саввой Неманей (Святым Саввой) в 1219 году у них появилась собственная национальная церковь, с которой они могли прочно идентифицироваться, церковь, которая защищала сербские интересы и использовала сербский язык в литургии и священных писаниях. Косовские албанцы, изначально католики, так и не смогли создать свою собственную национальную церковь или национальное государство, и, как следствие, не имели такого же уровня идентификации.
Таким образом, за столетия османского владычества албанцы в большом количестве обратились в ислам по очень практическим причинам, в частности из-за высоких харац или подушных налогов, взимавшихся с христианских жителей Империи. К 1634 году большая часть Косово «отуречена». Из жителей города Призрена в то время было, например, 12 000 мусульман, 200 католиков и 600 православных. К концу XVII века мусульмане стали численно превосходить христиан на большей части территории страны, а к концу османского владычества в начале XX века албанских христиан осталось очень мало. Ислам стал неотъемлемой частью албанской идентичности в Косово.
В 2010 году исламское сообщество возглавлял муфтий Косово Наим Тернава, избранный в октябре 2003 года. Он являлся президентом Исламского сообщества Косово (Bashkesia Islamice e Kosoves) со штаб-квартирой в Приштине. Албанская исламская община пострадала от сербской агрессивности в течение долгих десятилетий правления Белграда. Возмутительный ущерб был нанесен мечетям и учреждениям исламской культуры во время войны в Косово 1998-1999 годов. После ухода из Приштины 13 июня 1999 года сербские отряды сожгли штаб-квартиру и исторические архивы Исламской общины, но так торопились, что не успели разрушить близлежащую мечеть Фатих, построенную султаном Мехмедом II в 1461 году. С тех пор штаб-квартира Исламской общины была перестроена, и исламская община содержит среднюю школу в Приштине, Медресе Алауддина, в которой обучается 600 учеников.
Перевод на русский язык - наш собственный.
Источник
Elsie Robert Historical dictionary of Kosovo. - 2nd edition. Historical Dictionaries of Europe. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Toronto, Plymouth, 452 pp. 2010.
ислам,
религия,
Косово,
Балканы,
межконфессиональные отношения,
Европа,
албанцы