Черный рок в США в 1970-е гг. Часть 3

Aug 17, 2021 20:14

В 1974 году команда Джексон 5 записала песню "Танцевальная машина", ставшую крупным дискохитом, чей вкрадчивый мотив, сопровождаемый на концертах роботоподобными движениями Майкла Джексона, мог покорипть любого. Эта песня появилась как раз вовремя и сделала братьев Джексон еще более популярными, хотя и несколько отбросив в тень их прежние синглы и альбомы, чьи прекрасные соуловые гармонии несколько уступали вкрадчивости и гладкости стиля диско.

Тем не менее, песня Dancing Machine стала поистине подарком судьбы и только началом для медленного, но верного выхода Джексон 5 на свою истинную дорогу. "Пребывать в компании звукозаписи - это то же самое, что находиться в школе", - вспоминад впоследствии Майкл Джексон. "Если вам не нравится директор или даже сама школа, то вы можете перейти в другую. Для записи альбома Dancing Machine мы были вынуждены использовать несколько продюссеров, тогда как поначалу мы рассчитывали использовать для записи всего альбома только одного продюссера, чтобы звук получился одинаково ровным. Вместо этого мы получили целый набор различных саундов, и это было далеко не так хорошо, как могло бы быть".

К 1975 году группа однако изрядно выдохлась: их карьера находилась почти уже в коммерческом забвении. Казалось, что сама фирма Мотаун Рекордз уже толком и не знала, какой сорт материала принадлежит этой подростково-молодежной группе, чей солист уже пережил ломку голоса. Однако Горди и его приближенные совершенно не желали позволить Джексонам писать или продюссировать свой собственный материал. Горди разрешил проблему этих неудобных талантов тем, что отказался дать им шанс тряхнуть вдохновением.

Вскоре однако фирма Эпик предложила ребятам более выгодные условия, и благодаря твердой позиции в этом вопросе их менеджера (а заодно и отца :) ) Джо Джексона, они все-таки решили покинуит Мотаун. Оконачательный развод случился в 1976 году, осложненный, правда, тем фактом, что один из Джексонов, Джермейн, уже успел жениться на дочери своегот почти бывшего босса Хейзел Горди. В результате этого Джермейн остался артистом Мотаун вплодь до конца десятилетия, а в группе был заменен еще одним своим братом, Ренди.

Помимо этого уход группы из когорты Мотаун имел и другие последствия: среди прочих уступок группа соглашалась отдать Мотаун права на свое название. Так группа Джексон 5 превратилась в просто the Jacksons и поэтому вице-президент Мотаун Майкл Рошкайнд имел все основания говорить, что "Теперь мы владеем названием названием Джексон 5 и в любой момент, когда этого пожелаем, можем собрать новую группу с таким же названием". (Кстати, как показали дальнейшие события, Мотаун так и не воплотила в жизнь эту угрозу Рошкайнда.)

Среди других потерь Горди в это время были и Гледис Найт и группа the Pips, которые по-настоящему вырвались в люди только после ухода с Мотаун в 1973 году. Найт всегда была гораздо более волевой и независимой исполнительницей, чем большинство вокалистов из обоймы Мотаун; хотя она сама и не являлась песенником, но имела свои собственные незаурядные идеи относительно того, КАКИЕ ИМЕННО песни ей записывать и как их записывать. В середине 1970-х Гледис и группа the Pips, сплошь состоявшая из ее же родственников, записывали на фирме Будда Рекордз целый ряд хитовых синглов. Душевная и умная жещина, певшая в своеобразной (но с сильной интонацией госпел) манере, Гледис Найт всегда отбрасывала от себя ту черезмерную суперзвездность, которую она, как многим казалось, вполне заслуживала. Однако под гнетом собственной славы она и ее группа (чье название означало "зернышки") были вынуждены принять участие в посредственной, чисто развлекательной телепередаче, а единственная попытка Гледис Найт сняться в кино пришлась на совершенно неудачный фильм Pipe Dreams.

Уже в наше время стало совершенно ясно, что Мотаун Рекордз потерпела неудачу в соревновании с рок-энд-ролльной индустрией, которая весьма положительно отнеслась к экспериментаторству Слая Стоуна, как, впрочем, и к тем представителям белого рока, которые стремились расширить рамки этой музыки. Традиционно патерналистская, просто основанная на взращивании карьеры артиста, система руководства Мотаун отпугивала многих из наиболее амбициозных исполнителей эиой фирмы и ее сковывающее корпоративное начало так и не смогло найти свою нишу в 1970-х годах - слишком многое из довольно однообразной продукции Мотаун было переделанным на новый лад и обездушенным соулом 1960-х, который так и не добился повышенной популярности из-за своей разрушительной работы в прошлом десятилетии.

(Продолжение следует.)

https://www.youtube.com/watch?v=LXRXmDoi1jc

Перевод с английского - наш собственный.

Автор: Джефри Стоукс, музыкальный журналист и критик (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.

https://www.youtube.com/watch?v=tSXLOQPozOc

негритянская культура, поп-музыка, 1970-е годы, США

Previous post Next post
Up