Aug 15, 2021 10:05
С 1961 года символами эпохи становятся Юрий Гагарин, Че Гевара, Фидель Кастро и, конечно, "музыка большого удара". Во всем мире шло нашествие биг-бита, и СССР не остался в стороне. Вслед за рижскими "Revengers" и некоторыми другими прибалтийскими командами появились первые группы и в Москве. Вначале они состояли в основном из иностранных студентов и детей западных дипломатов, обучавшихся в московских вузах. Самой известной была группа "Тараканы", в которой играли польские студенты, немногим уступала ей в популярности еще одна группа польских студентов - "Миражи", на соло-гитаре в которой играл Северин Краевски, будущая звезда польского рока, лидер группы "Червоны Гитары".
В 1963 году в Москве появилась и первая настоящая отечественная бит-группа. Она называлась "Братья" и исполняла "фирменный" репертуар на английском языке.
Поначалу рок-музыка была сугубо элитарным явлением, но после 1965 года настало время "тысячи цветов", и в 1966-1967 годах словно взрыв произошел и буквально в каждой школе начали появляться группы, иногда по две-три сразу "Это была какая-то новая культура, ни с чем не сравнимая, - рассказывает о тех днях Владимир Рацкевич, один из первых советских рок-музыкантов, лидер группы "Рубиновая Атака". - Такого эмоционального заряда не приходилось ощущать ни от одного вида искусства. Потом появились музыканты. Сразу довольно много. Поначалу играли просто в подъездах, там звучали интерпретации "The Beatles", "Kinks", "Swinging Blue Jeans". И эта подъездная жизнь потихоньку переросла в образование разных коллективов".
Традиционно с лета 1965 года начинается отсчет истории русского рока. Именно тогда была написана и исполнена первая рок-песня на русском языке. Песня называлась "Где тот край?", ее исполняла московская группа «Сокол». «Меня натолкнула на написание этой песни мелодия из первого альбома группы "Pretty Things" - была такая неплохая группа, в которой еще Джимми Пейдж играл в качестве сессионного музыканта, - вспоминает Юрий Ермаков. - Музыку мы написали быстро, а вот потом столкнулись с головной болью русских рокеров всех времен: как написать слова на русском языке для рок-песни, если они не влезают ни в один рок-н-ролльный размер? Фонетика русского языка очень тяжело ложится на рок-н-ролльный ритм. И мы начали подбирать слова, которые фонетически были бы хоть немного похожи на английские. Вот откуда появился "Где тот край?" - эквивалент английской фразы "Воч ю край?".
А самой популярной группой 60-х считается группа "Скифы", имевшая в своем репертуаре уже много хитов на русском языке - "Осень", "Песни как птицы", "Я иду навстречу ветру" и другие. После того как на экраны страны вышел фильм Г. Натансона "Еще раз про любовь", в эпизоде которого снялась группа "Скифы", в стране возникла первая "мания»"- «скифомания». "Нам приходилось приостанавливать концерт, потому что в зале начинало твориться такое, что руководители залов боялись, как бы все эти постройки не развалились. Это была весна 1968 года", - вспоминает Юрий Валов, бас-гитарист группы "Скифы".
Однако все это еще не было рок-музыкой в сегодняшнем понимании. Называлась эта музыка биг-бит. Юрий Валов продолжает: "Слово "рок" вообще никогда даже и не употреблялось, потому что оно могло только навредить. Ведь для того, чтобы где-то выступать, и студенческому, и школьному ансамблю нужно было проходить литовку, пусть не на уровне райкома комсомола, но хотя бы на уровне местной комсомольской организации: кто-то обязательно должен был отвечать за все, что попадало на сцену. И мы, играя "Роллингов" и The Beatles, Animals и Kinks, названия песен писали по-русски: "Баллада о герое", "Воспоминания о погибших матросах". Это все было залитовано, и фактически мы дурили начальству головы, но они этого не воспринимали. А слова "рок" не было вообще. Тогда это называлось "биг-бит". Роком же считалось все то, что было в 50-е годы: Элвис, Литлл Ричард…"
Рассказывают, что конкурсы студенческих, школьных и просто дворовых бит-групп проходили в 60-е годы чуть ли не каждую неделю. Атмосфера сейшнов была радостной и праздничной и, по свидетельствам самих музыкантов, поначалу никакие власти рокеров не преследовали. Если и случались какие-то "наезды", то, как правило, это была частная идеологическая инициатива отдельных граждан, так сказать, инициатива на местах.
Так, например, по имеющимся данным, печально памятный оперотряд "Береза", гонявший хиппанов по столичному «Бродвею», то есть по улице Горького от Пушкинской площади до гостиницы "Москва", сверху никто не организовывал. Создание ударного антихиппового отряда стало личной инициативой нескольких молодых коммунистов и комсомольских функционеров среднего уровня. Интересно, что в дальнейшем многие участники "Березы" заняли важные и ответственные посты в верхних эшелонах КПСС, став секретарями различных горкомов и обкомов партии.
Да и неблагодарное это было дело - преследовать музыкантов, поскольку родители кое-кого из них занимали важные посты. Так, например, отец Валентина Некрасова, гитариста групп "Бальзам" и "Красные Дьяволята", в 1960-е годы был проректором МВТУ им. Баумана. Один из сокурсников Валентина принялся строчить на него доносы, вероятно, по идейным соображениям. Но как только эти доносы попали на стол проректора, стукач немедленно и с позором был отчислен из института...
А легко ли было «наехать» на группу "Сокол", если отец гитариста этой группы Юрия Ермакова был начальником ПВО страны? Группу "Сокол" на тусовки сопровождал сотрудник Комитета госбезопасности, но его задача состояла не столько в том, чтобы "преследовать" музыкантов, сколько в том, чтобы оградить их от нежелательных контактов. Ведь подчас концерты оиечесивенных бит-групп проходили в зарубежных посольствах, и КГБ зорко следил за тем, чтобы спецслужбы не вышли через сына на какого-нибудь секретного папу.
С самого начала зарождения в Москве рок-сообщества вокруг музыкантов сложился институт менеджеров, которые организовывали концерты и распространяли билеты. Самыми известными менеджерами были Юрий Айзеншпис, Артур Макарьев, ставший позднее популярным радиоведущим, Валерий Шаповалов по прозвищу Полковник и Антонина Крылова по кличке Акула.
Однако основную массу концертов в 60-е годы устраивал комсомол, который был обязан заниматься с молодежью. Апофеозом стал финал студенческого фестиваля музыкальных ансамблей, состоявшийся в мае 1968 года во Дворце спорта в Лужниках. Его лауреаты (в том числе легендарная группа «Скифы») были откомандированы на юг развлекать советских спортсменов, готовившихся к Олимпийским играм в Мехико.
В том же 1968 году в Ереване во Дворце тяжелой атлетики состоялся рок-фестиваль, который можно смело назвать всесоюзным. Его организовал Рафик Мкртчян, пригласивший в столицу Армении лучших исполнителей из Москвы, Ленинграда, Украины и Прибалтики.
Андрей Макаревич рассказывал, как он мечтал попасть в московскую сборную музыкантов, которую специально для фестиваля составлял Рафик. Правда, в состав звезд московского рока его не взяли, но это действительно была суперкоманда. «Вернулись артисты через три дня, помешанные от счастья, - вспоминает Макаревич. - Они рассказывали что-то невероятное. Про колоссальный аппарат, выставленный на сцену, про ревущую толпу ереванских поклонников московского рока, про то, как артистов торжественно несли на руках от Дворца спорта до гостиницы…»
Вслед за Москвой вирус рока распространился и на другие регионы СССР.
Источник:
Марочкин В. В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. - М.: Молодая Гвардия, 2003, 403 с.
С 1961 года символами эпохи становятся Юрий Гагарин, Че Гевара, Фидель Кастро и, конечно, "музыка большого удара". Во всем мире шло нашествие биг-бита, и СССР не остался в стороне. Вслед за рижскими "Revengers" и некоторыми другими прибалтийскими командами появились первые группы и в Москве. Вначале они состояли в основном из иностранных студентов и детей западных дипломатов, обучавшихся в московских вузах. Самой известной была группа "Тараканы", в которой играли польские студенты, немногим уступала ей в популярности еще одна группа польских студентов - "Миражи", на соло-гитаре в которой играл Северин Краевски, будущая звезда польского рока, лидер группы "Червоны Гитары".
В 1963 году в Москве появилась и первая настоящая отечественная бит-группа. Она называлась "Братья" и исполняла "фирменный" репертуар на английском языке.
Поначалу рок-музыка была сугубо элитарным явлением, но после 1965 года настало время "тысячи цветов", и в 1966-1967 годах словно взрыв произошел и буквально в каждой школе начали появляться группы, иногда по две-три сразу "Это была какая-то новая культура, ни с чем не сравнимая, - рассказывает о тех днях Владимир Рацкевич, один из первых советских рок-музыкантов, лидер группы "Рубиновая Атака". - Такого эмоционального заряда не приходилось ощущать ни от одного вида искусства. Потом появились музыканты. Сразу довольно много. Поначалу играли просто в подъездах, там звучали интерпретации "The Beatles", "Kinks", "Swinging Blue Jeans". И эта подъездная жизнь потихоньку переросла в образование разных коллективов".
Традиционно с лета 1965 года начинается отсчет истории русского рока. Именно тогда была написана и исполнена первая рок-песня на русском языке. Песня называлась "Где тот край?", ее исполняла московская группа «Сокол». «Меня натолкнула на написание этой песни мелодия из первого альбома группы "Pretty Things" - была такая неплохая группа, в которой еще Джимми Пейдж играл в качестве сессионного музыканта, - вспоминает Юрий Ермаков. - Музыку мы написали быстро, а вот потом столкнулись с головной болью русских рокеров всех времен: как написать слова на русском языке для рок-песни, если они не влезают ни в один рок-н-ролльный размер? Фонетика русского языка очень тяжело ложится на рок-н-ролльный ритм. И мы начали подбирать слова, которые фонетически были бы хоть немного похожи на английские. Вот откуда появился "Где тот край?" - эквивалент английской фразы "Воч ю край?".
А самой популярной группой 60-х считается группа "Скифы", имевшая в своем репертуаре уже много хитов на русском языке - "Осень", "Песни как птицы", "Я иду навстречу ветру" и другие. После того как на экраны страны вышел фильм Г. Натансона "Еще раз про любовь", в эпизоде которого снялась группа "Скифы", в стране возникла первая "мания»"- «скифомания». "Нам приходилось приостанавливать концерт, потому что в зале начинало твориться такое, что руководители залов боялись, как бы все эти постройки не развалились. Это была весна 1968 года", - вспоминает Юрий Валов, бас-гитарист группы "Скифы".
Однако все это еще не было рок-музыкой в сегодняшнем понимании. Называлась эта музыка биг-бит. Юрий Валов продолжает: "Слово "рок" вообще никогда даже и не употреблялось, потому что оно могло только навредить. Ведь для того, чтобы где-то выступать, и студенческому, и школьному ансамблю нужно было проходить литовку, пусть не на уровне райкома комсомола, но хотя бы на уровне местной комсомольской организации: кто-то обязательно должен был отвечать за все, что попадало на сцену. И мы, играя "Роллингов" и The Beatles, Animals и Kinks, названия песен писали по-русски: "Баллада о герое", "Воспоминания о погибших матросах". Это все было залитовано, и фактически мы дурили начальству головы, но они этого не воспринимали. А слова "рок" не было вообще. Тогда это называлось "биг-бит". Роком же считалось все то, что было в 50-е годы: Элвис, Литлл Ричард…"
Рассказывают, что конкурсы студенческих, школьных и просто дворовых бит-групп проходили в 60-е годы чуть ли не каждую неделю. Атмосфера сейшнов была радостной и праздничной и, по свидетельствам самих музыкантов, поначалу никакие власти рокеров не преследовали. Если и случались какие-то "наезды", то, как правило, это была частная идеологическая инициатива отдельных граждан, так сказать, инициатива на местах.
Так, например, по имеющимся данным, печально памятный оперотряд "Береза", гонявший хиппанов по столичному «Бродвею», то есть по улице Горького от Пушкинской площади до гостиницы "Москва", сверху никто не организовывал. Создание ударного антихиппового отряда стало личной инициативой нескольких молодых коммунистов и комсомольских функционеров среднего уровня. Интересно, что в дальнейшем многие участники "Березы" заняли важные и ответственные посты в верхних эшелонах КПСС, став секретарями различных горкомов и обкомов партии.
Да и неблагодарное это было дело - преследовать музыкантов, поскольку родители кое-кого из них занимали важные посты. Так, например, отец Валентина Некрасова, гитариста групп "Бальзам" и "Красные Дьяволята", в 1960-е годы был проректором МВТУ им. Баумана. Один из сокурсников Валентина принялся строчить на него доносы, вероятно, по идейным соображениям. Но как только эти доносы попали на стол проректора, стукач немедленно и с позором был отчислен из института...
А легко ли было «наехать» на группу "Сокол", если отец гитариста этой группы Юрия Ермакова был начальником ПВО страны? Группу "Сокол" на тусовки сопровождал сотрудник Комитета госбезопасности, но его задача состояла не столько в том, чтобы "преследовать" музыкантов, сколько в том, чтобы оградить их от нежелательных контактов. Ведь подчас концерты оиечесивенных бит-групп проходили в зарубежных посольствах, и КГБ зорко следил за тем, чтобы спецслужбы не вышли через сына на какого-нибудь секретного папу.
С самого начала зарождения в Москве рок-сообщества вокруг музыкантов сложился институт менеджеров, которые организовывали концерты и распространяли билеты. Самыми известными менеджерами были Юрий Айзеншпис, Артур Макарьев, ставший позднее популярным радиоведущим, Валерий Шаповалов по прозвищу Полковник и Антонина Крылова по кличке Акула.
Однако основную массу концертов в 60-е годы устраивал комсомол, который был обязан заниматься с молодежью. Апофеозом стал финал студенческого фестиваля музыкальных ансамблей, состоявшийся в мае 1968 года во Дворце спорта в Лужниках. Его лауреаты (в том числе легендарная группа «Скифы») были откомандированы на юг развлекать советских спортсменов, готовившихся к Олимпийским играм в Мехико.
В том же 1968 году в Ереване во Дворце тяжелой атлетики состоялся рок-фестиваль, который можно смело назвать всесоюзным. Его организовал Рафик Мкртчян, пригласивший в столицу Армении лучших исполнителей из Москвы, Ленинграда, Украины и Прибалтики.
Андрей Макаревич рассказывал, как он мечтал попасть в московскую сборную музыкантов, которую специально для фестиваля составлял Рафик. Правда, в состав звезд московского рока его не взяли, но это действительно была суперкоманда. «Вернулись артисты через три дня, помешанные от счастья, - вспоминает Макаревич. - Они рассказывали что-то невероятное. Про колоссальный аппарат, выставленный на сцену, про ревущую толпу ереванских поклонников московского рока, про то, как артистов торжественно несли на руках от Дворца спорта до гостиницы…»
Вслед за Москвой вирус рока распространился и на другие регионы СССР.
Источник:
Марочкин В. В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. - М.: Молодая Гвардия, 2003, 403 с.
СССР,
1960-е годы,
рок-культура,
Москва,
рок-музыка