Между глиттер-роком и мистификацией претендовавшего на брехтовскую глубину воздействия на публику Дэвида Боуи на рок-сцене в 1970-е годы находился еще целый ряд английских "боевых коньков", достаточно неплохо игравших. Род Стюарт, например, неправильно записанный британской музыкальной прессой в глэм-рокеры из-за своих блестящих одеяний и туфель на платформе, решил записывать сольный альбом каждый раз, когда когда выходмла пластинка, которую он записывал со своей группой the Faces, и успешно демонстрировал, что британец (а вернее ШОТЛАНДЕЦ) может успешно исполнять ритм-энд-блюз.
Особенно неплохо это у него получилось на его сольных альбомах начала 1970-х годов Gasoline Alley, Every Picture Tells a Story и Never a Dull Moment. Эти альбомы были полны грубоватого, но искреннего чувства, а также едкого юмора. В них содержались настоящие повествования - критики считали, что только Ренди Ньюман был единственным автором-исполнителем, который без устали избегал использования псевдоисповедальных мотивов в своем творчестве, а вот Род Стюарт занимался тем, что пытался проникнуть в мысли мальчишки-подростка или же сыграть роль почтенного джентльмена, возмущающегося стилем жизни своей внучки (Стюарту, всегда гордому и даже чуть чванливому за своё чисто пролетарское происхождение, приходилось выражать это право рождения в наиболее точно деталированной, хотя и не слишком-то доведенной до конца музыке, которую он мог исполнять).
Стюарт старался расширить свою американскую аудиторию, исполняя вместе с the Faces свои наилучшие песни во время целого ряда концертов в рамках обширного турне, начавшегося в 1970 году. Хотя в это время он уже начинал записываться с другими музыкантами, но на гастроли он неизменно ездил с the Faces, поскольку, по его словам,: "Если я выбираю группу, то следовательно выбираю и парней из ее состава". А группа the Faces - сологитарист Рон Вуд, клавишник Ян Мак Лаган, басист Ронни Лейн и ударник Кенни Джоунс (позднее игравший в the Who) несомненно полностью соответствовала собственному образу Стюарта - то есть, рокеру без сверхамбиций. Однако практически все, кто принимался критиковать группу, выдвигали к ним одну и ту же претензию - то, что они слишком сладкие и плохо играют. Стюарт, который любил пабы столь же сильно, как он любил футбол и рок, использовал слабости the Faces ради собственных целей - для создания драматичного контраста обширному реализму своих песен, а также в качестве музыкальной похвалы своему собственному дребезжащему пению. Выразительность, которой Стюарт достигал в своих сольных альбомах - мечущаяся из стороны в сторону, но сохраняющая лидерство ключевая фигура + сохраняющая претензии на что-то, но всё же довольно пассивная сопровождающая группа была той сущностью, которой the Faces никогда не добивались в своих собственных альбомах.
Это не означает, однако, что the Faces не были одной из наиболее удачных групп, игравших на электроинструментах. В домашних условиях (то есть, слушая записи) было очень кайфово размышлять над особенностями лирики Стюарта и балдеть от глубокой экспрессивности его голоса; на концертах же основной кайф заключался в наблюдении за Кенни Джоунсом, отстукивавшим на своих барабанах так, как будто бы это он вёл в одиночку всю песню в то время, как Ронни Лейн и Рон Вуд сбацивали громкие фанковские вариации наиболее элементарных рифов Чака Берри. Стюарт однажды объяснил, что в самом начале творческого пути the Faces "никто не хотел прислушиваться к нам и никто не воспринимал нас всерьёз, а потому мы часто отправлялись на экскурсию по пивным. Можете называть это дешевой бравадой, если вам так хочется, но именно так оно и было... Мы все испытывали недостаток уверенности в себе, и я думаю, что все члены команды предпочитали скорее выпивку, а не что-либо другое. Вообще же мы сами тогда еще не совсем полностью отдавали себе отчет в том, как мы хотим отличаться от любой другой группы..."
Однако они отличались уже тогда. Поклонники отдельно Стюарта и the Faces в целом - Род окрестил их ШОТЛАНДСКОЙ ШАЙКОЙ - были очень рьяны в своих поклоннических чувствах по отношению к этим милым и остроумным пьяницам, и закономерно, что Стюарту пришлось вскоре стать более зрелым в эмоциональном плане, чтобы несколько отделить свою музыку от этой компании беспутных поклонников рока и его самого. Достаточно скоро Род Стюарт впал в имидж сверхкрутого публичного декадента: когда представители панк-рока впоследствии хотели оправдать свое презрение к устоявшемуся в роке порядку, то они чаще всего приводили в пример Рода Стюарта и детали его поведения - романчики с весьма второстепенными сексбомбами Голливуда, трата им своего таланта на создание и поддержание образа крутого любителя сексуальных удовольствий и т.д. Но в начале 1970-х Стюарт сам был протопанком, лидером группы, которая презирала трюизмы и идолов всё более укреплявшейся рок-индустрии, причём презирала в такой же степени, как поступали и Секс Пистолз или Клэш спустя несколько лет...
Ну а впереди у Рода Стюарта был еще длинный и славный путь в музыкально-артистической сфере.
(Продолжение следует.)
https://www.youtube.com/watch?v=XAKyr10ovqY https://www.youtube.com/watch?v=rK_wPCQCVRY Источник
Автор: Джефри Стоукс, музыкальный журналист и критик (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.
Перевод с английского - наш собственный. :)