Военнопленный Иосип Броз и русская революция

Oct 05, 2020 20:32

Итак, Февральская революция застала Иосипа Броза в лагере военнопленных в городе Кунгур тогдашней Пермской губернии.

После революции жизнь военнопленных мало изменилась. Они по-прежнему строили железную дорогу. Тито сблизился с группой рабочих, которые читали работы Ленина, - тот как раз тогда, в апреле 1917 года, вернулся в Петроград из-за границы и выступил со своими "Апрельскими тезисами", объявив курс на подготовку социалистической революции.

Вскоре Броз решил бежать в Петроград. Он спрятался в товарном поезде среди мешков с зерном и уже через несколько дней был в столице. Он приехал накануне знаменитых "июльских дней" - 3-5 июля в Петрограде прошли вооруженные демонстрации, организованные леворадикальными элементами. Фактически речь уже шла об отстранении от власти Временного правительства.

"Я был воодушевлен силой и организованностью этих демонстраций и увидел, какую силу представляет рабочий класс... - вспоминал Тито. - Я был с демонстрантами вблизи большого железнодорожного вокзала, когда с крыши вокзала был открыт огонь из пулемета. Много рабочих было убито. Тогда начались массовые аресты... Я несколько дней скрывался под мостами через Неву, а потом решил бежать на родину. Я сказал себе: еду в Югославию делать революцию, еду домой".

Выступления подавили. Очевидцы вспоминали, что теперь чуть ли не каждый прохожий считал своим долгом поймать большевика - "провокатора" и "немецкого шпиона". На улицах шли стихийные аресты.

Броз сумел перебраться в Финляндию, но там его схватила полиция. Его отправили в Петроград, где посадили в Петропавловскую крепость. Он сидел в маленькой, полной крыс камере, буквально в двух шагах от Невы, и думал, как быть дальше. Недели через три его отвели на допрос. "Кто вы такой?" - спросил его следователь. Тогда, собравшись с духом, он ответил, что он - австрийский военнопленный. Следователь только усмехнулся. "Ну и дурак, что раньше не сказал, - заметил он. - Мы бы тебя давно выпустили". В полиции, по словам Тито, думали, что он какой-нибудь важный большевик.

Его - вместе с другими беглецами - снова отправили в Кунгур. На станции Екатеринбург, перехитрив охранника, он сел в другой поезд, на котором доехал до Омска. В Омске власть была у большевиков, и там его задержали красногвардейцы. Иосип написал два заявления: просьбу о предоставлении ему российского гражданства и просьбу о приеме в партию большевиков. Успели ли тогда рассмотреть его заявления и удовлетворить их - неясно. Советская власть в Омске вскоре пала.

"Частенько писали, что в России я принимал деятельное участие в Октябрьской революции и гражданской войне. К сожалению, это не совсем так, - честно признавался Тито. - Я прослужил несколько месяцев в Красной интернациональной гвардии, но никогда не сражался на фронте, поскольку все еще был слаб после ранения и болезни..."

Тито в то время читал советские газеты. Из вождей революции больше всего он, конечно, слышал о Ленине. Немного о Троцком. "Что же касается Сталина, - отмечал он, - то за время моего пребывания в России я ни разу не слышал его имени". Это, впрочем, было сказано в 1952 году, когда Тито уже успел "поссориться" со Сталиным.

После падения Омска Тито скрывался в селе Михайловка. Там он некоторое время работал на паровой молотилке, а потом нанялся в один казахский аул машинистом на мельницу к богатому казаху Исайе Джаксенбаеву.

Пока будущий маршал скрывался в ауле, мир бурлил. Осенью 1918 года поражением Германии и Австро-Венгрии закончилась Первая мировая война. Она изменила карту Европы. В прошлое ушли Российская, Германская и Австро-Венгерская империи. На месте Австро-Венгрии возникли несколько независимых государств, в том числе и Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев - будущая Югославия, - о создании которого было объявлено 1 декабря 1918 года.

В новое Королевство вошли Сербия, Черногория, бывшие австро-венгерские провинции Хорватия, Словения, Босния, Герцеговина, а также часть южной Венгрии (Воеводина) и часть Македонии, которую после войны передали Сербии. Во главе Королевства встал сербский король Петр Карагеоргиевич.

В России тем временем разгоралась Гражданская война. Сибирь осенью 1918 года оказалась под властью адмирала Александра Колчака, объявленного Верховным правителем России.

Все это время Иосип Броз жил среди казахв. Тито утверждал, что не скрывал своих симпатий к большевикам. Он советовал своему хозяину Джаксенбаеву: "Не давай зерна Колчаку, Исайя. Все равно придут большевики". - "А придут ли, Иосип?" - "Обязательно придут", - уверял Тито. Такие, по его воспоминаниям, между ними велись разговоры. Осенью 1919 года Красная армия выбила белых из Омска.

Вскоре Броз вступил в контакт с югославской коммунистической организацией, которая работала как секция омской организации РКП(б). В партию, по его словам, его тоже приняли "югославские товарищи". Это произошло в феврале или марте 1920 года. Если так, то в РКП(б) он вступил со второй попытки. Однако по другим данным, эти просьбы так и остались без ответа, поскольку личность Броза некоторым "товарищам" из партийного начальства представлялась сомнительной и кое-кто даже считал, что он "бежал от Красной Армии".

Но не только партийные дела влекли его в Омск. Еще когда он жил в деревне Михайловке, то познакомился там с дочерью крестьян Дарьи и Дениса Белоусовых Пелагеей. Сам Тито называл ее Полиной или Полькой. Ему тогда было уже 25 лет, а Пелагее недавно исполнилось 14.

Как именно произошло их знакомство - об этом никогда не рассказывали ни он, ни она. Неизвестно также, как Пелагея выглядела в ранней молодости. На более поздних фотографиях мы видим красивую женщину с простым русским лицом и, вероятно, темно-русыми волосами. Интересно, что даже те, кто знал Пелагею уже в Югославии, никак не могли вспомнить, была она блондинкой или брюнеткой. О жизни с ней в России сохранилось очень мало свидетельств самого Тито. Главное из них - его рассказ на допросе в полиции Загреба 5 августа 1928 года. "Я обвенчался с Пелагеей Денисовной Белоусовой в церкви города Омска, когда там у власти находился Колчак, - говорил он. - Потом, поскольку этот брак не был признан большевиками, я зарегистрировал гражданский брак с нею в Омске в 1920 году".

7 сентября 1920 года они зарегистрировали свой брак уже по советским законам в Боголюбском райисполкоме Омской области. В свидетельстве о браке говорится, что в брак вступают Иосиф Брозович, электромеханик, и невеста Пелагея Денисовна Белоусова, крестьянка, которая изъявила желание взять фамилию Брозович. Одним из свидетелей был брат невесты Иван Белоусов.

К этому времени он уже твердо решил вернуться домой. Но не один, а с женой. Однажды ему попалась в омской газете статья "В Хорватии крестьяне поднялись на восстание". "Все это, - отмечал он, - неудержимо влекло меня на родину". Вскоре вместе с женой он выехал из Омска. "Так завершился еще один круг в моей жизни", - вспоминал Тито.

Завершая рассказ о первом "русском периоде" в его биографии, нельзя не отметить, что следы его пребывания в Омске остаются и сейчас. В частности, одна из улиц города носит имя Броз Тито. Но сегодня на ней расположен ресторан "Колчак", который рекламирует себя как ... демократичный ресторан :)). Такая вот историческая загогулина.

(Продолжение следует.)

Источник

Матонин Е. В.
Иосип Броз Тито / Евrений Матонин.
М.: Молодая rвардия, 2012. 462 [2] с.: ил.
(Жизнь замечательных людей: сер. биоrр.; вып. 1369).

Гражданская война в России, Броз Тито, Россия, ХХ век, персоналии

Previous post Next post
Up