Кровная месть или вендетта (по-албански gjakmarrie, буквально "забирание крови") - это средство обеспечения племенного правосудия, практикуемое до сих пор, особенно в северной Албании и Косово.Она является отражением албанского обычного права, основанного на представлении о том, что мужская честь может быть очищена только пролитием крови, то есть что мужчина не может очистить свою честь, не отомстив пролитием крови за преступление или посягательство на свою честь или честь члена своей семьи. Женщины же освобождены от обязанности участвовать в подобной вражде. Кровная вражда обычно случается между семьями, но может возникать и между целыми племенами и вполне способна продолжаться десятилетиями, даже тогда, когда истинная причина конфликта уже забыта. Убийство, совершенное из мести, обычно организуется и выполняется по специфическим обычаям и нормам и после тщательного изучения старейшинами той или иной общины в большинстве случаев признается справедливым и оправданным. Такой убийца обязан сообщить о случившемся семье своей жертвы и обеспечить перевозку тела в родной дом. Он также должен проследить за тем, чтобы оружие жертвы вернулось в семью и после заключения 24-часового перемирия от него даже ожидают, что прибудет на похороны своей жертвы. Первоначально предписывалось, чтобы был убит сам изначальный убийца, но позднее обычай был расширен таким образом, что для защиты мужской чести или пролитой крови мог быть убит любой мужчина-родственник убийцы. Многие племена на севере Албании из-за кровной вражды в тот или иной момент времени оказались практически на грани истребления.
В 1909 году Эдит Дарем, британская путешественница, писательница и художница, описывала обычай кровной мести следующим образом: "Неписанный закон крови для албанца - это почти то же самое, что фурии в греческих трагедиях. Он неумолимо ведет его к концу. Проклятие крови лежит на албанце, когда он рождается, и рано отправляет его в могилу. Такой албанец настолько привык к мысли, что он должен стрелять или быть самому застреленным, что это влияет на его дух не больше, чем тот факт, что человек смертен, портит обед торговцу сливами в Западной Европе. Человек, чья честь запятнана, должен очистить ее. Пока он этого не сделает, он унижен в глазах всех -он изгой, с которым так и обращаются на всех собраниях. Когда люди наконец предлагают ему стакан ракии, то у себя за спинами, он больше не может показывать свое лицо среди остальных - и, чтобы очистить свою честь, он идет убивать ".
Хотя и в значительно ослабленной форме после II Мировой войны, кровная месть существует до сих пор и является одной из основных тем, которой занимаются албанские правозащитники. Инициативам против вендетты действительно удается умиротворить значительное количество таких конфликтов. Однако до их искоренения еще далеко. В Косово тысячи семей были вовлечены в эти кровавые "разборки" до конца 1980-х годов. В 1990 году кампания против вендетты, в которой участвовали многие видные интеллектуалы из числа косовских албанцев, привела к "умиротворению" свыше 900 кровавых крнфликтов. В самой Албании отмечалось весьма заметное возрождение кровавых междуусобиц после падения "коммунистической" диктатуры. В июне 2009 года "Форум свободы мысли" сообщал данные о 112 семьях только из префектуры Шкодра, которые не осмеливаются выходить из дома, опасаясь мести. Это означало, что как минимум 100 детей не могли посещать школу.
Один из рассказов о вендетте в современном албанском обществе звучит так: "В одной такой семье, которую я посетила в 1995 году, было 9 детей. Они жили в каменном доме с постоянно закрытыми окнами и задернутыми шторами. Старший 19-летний сын убил своего соседа (50-летнего мужчину). Это стало кульминацией спора по поводу ирригационной системы, которую использовали обе семьи и которая также делила их земли. Однажды, когда два соседа спорили, старший ударил молодого человека. Кел, юноша, чувствовал, что этот поступок был достаточно оскорбительным, чтобы честь его семьи была очищена кровью. Кел покинул этот район сразу после убийства, его семья утверждала, что не знает, где он находится, четко понимая, что ему грозит опасность стать целью мести. Двух других старших сыновей отправили к родственникам,вне опасной зоны. Остальные шестеро в возрасте от 3 до 15 лет все еще жили как родители. Они не ходили в школу много лет.
Давление заботы матери о своих детях очевидно. В этом случае, как ни странно, отец невосприимчив к угрозе, потому что он вырос со своими соседями и был близок по возрасту к убитому. Семьи в достаточной мере соблюдают правила Кодекса, чтобы обеспечить свою неприкосновенность. Отец (в отличие от своих сыновей) является финансовой опорой семьи. Отец пытается договориться о примирении, но соседи настаивают, что им нужна пролитая кровь ".
Источники
Elsie Robert Historical dictionary of Albania. - 2nd edition. Historical Dictionaries of Europe. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Toronto, Plymouth, 2010. 663 pp.
Перевод с английского - наш собственный.
https://deprinbalcani.wordpress.com/2015/04/18/razbunarea-sangelui/