Mar 20, 2020 15:06
Алкоголь издавна играл активную роль в истории Африки как ритуальный артефакт, экономический товар и
социальный маркер. Ряд сортов туземного пива варились из сорго и просо в Западной Африке (dolo или pito) и
в Южной Африке (utshwala), а в Восточной Африке делали банановое пиво. Пальмовое вино из масловой и рафийной пальм был важным ритуальным и социальным напитком в Западной Африке, подобно использованию
вина из кокосовых орехов в Восточной Африке. Появление в Африке европейских алкогольных напитков датируется началом Атлантической торговли в XV веке и способствовало усилению существовавших до того традиций ритуального и социального использования алкоголя.
Примечательно, что европейский очищенный алкоголь имел длительный срок хранения, и
это качество усилило его значение как экономического продукта, даже усилив использование
европейского джина как валюты в южной Нигерии в девятнадцатом столетии.
Появление ислама в Северной Африке в VII веке и его дальнейшее распространение в Западный Судан и на восточноафриканское побережье уменьшило значение алкоголя в
этих областях из-за исламского запрета на алкоголь, хотя потребление наркотиков, как, например, кат, сохранилось. Фактически мусульмане в северной Нигерии по всей видимости использовали наркотики в гораздо большей степени, чем обитатели южной части Нигерии.
Местные африканские наркотики также существовали, и дикорастущий каннабис произрастал в Эфиопии и в Южной Африке в течение многих веков. Он также был включен в ритуально-духовные практики, помогая монашескому созерцанию в Эфиопии и знахарской терапии в Зимбабве. Алкоголь, смешение алкоголя и наркотиков, а также использование наркотиков иностранного происхождения, таких как кокаин и героин, растет с середины
1980-е годы как побочный эффект использования Западной, Восточной и Южной Африки как транзитных пунктов для контрабанды героина и кокаина в европейские страны и на североамериканские рынки. Сегодня, хотя
ликероводочные заводы и пивоварни и образуют важный компонент формальных проектов индустриализации в
Африке, черный рынок и трафик тяжелых наркотиков стали решающим аспектом неформальной экономики. Еще в 1998 году Гарри Бернштейн оценивал незаконный оборот марихуаны, кокаина и героин как один из самых динамичных и доходных разновидностей "нетрадиционного" африканского экспорта и реэкспорта.
Алкоголь и наркотики в доколониальной Африке
Во многих доколониальных обществах алкоголь играл важную роль во многих аспектах жизни, от духовной практики, празднеств, судебных протоколов и процессов до бытовых обрядов. У аканов в нынешней Гане власть имущие стремились монополизировать ритуальное и социальное употребление алкоголя, а потому начальники и
старейшины систематически запрещали молодым мужчинам и девушкам доступ к нему. Напитки,богатство и власть были тесно связаны, а появление европейского алкоголя подпитывало в этом плане прежний
спрос и использование. Ритуальное и социальное использование алкоголя предоставляют важный вход в
религию, философию и культуру нескольких африканских обществ. Для кофьяров в Нигерии цикл пивоварения даже определял структуру недели, а значение и важность пива были центральными вопросами для итесо в Уганде и Кении. Важная ирония в социальной истории алкоголя в Африке была в том, что эта самая ценная жидкость
на самом деле была одним из самых дешевых продуктов, произведенных в Европе. Пока африканские вожди и старейшины стремились ограничить доступ к алкоголю, финансовый интерес европейских торговцев сводился к максимальному увеличению продажи их спиртных напитков. А для простых общинников, которые стремились
подорвать контроль традиционного истеблишмента, европейский алкоголь был важным символом
протеста и самоутверждения. Также стали возникать местные движения за воздержание в попытке кодифицировать
умеренное и регламентированное употребление алкоголя старейшинами. Ну а вожди и
европейские миссионеры пытались сформировать активный альянс в своей борьбе против употребления алкоголя
простолюдинами.
Местные наркотики, такие как каннабис, кат и ибога, использовались в доколониальной Африке на территории нынешних Эфиопии, Сомали, Кении, Зимбабве, Мозамбика, Южной Африки и Камеруна. Но недостаток
исследований мешает тщательному изучению вопроса об использовании этих веществ в доколониальном и
колониальном периодах. Увы, даже в независимой Африке материал по употреблению наркотиков остается дефицитным, а статистика изъятия представляет один из ключевых источников сведений. Социальное использование ката на Африканском Роге и в Восточной Африке не имеет недавнего происхождения, а
использование растения ибога в целительных культах Мбвити в Камеруне и Габоне, безусловно, датируется
доколониальным периодом. В регионе Бинга в Зимбабве употребление каннабиса описывается как традиционное.
Алкоголь и наркотики в колониальные времена
Финансовая самостоятельность была главной заботой всех колониальных властей. Спрос на алкоголь,
особенно в Западной Африке с ее длительной вовлеченностью в торговлю в Атлантике, обеспечивал европейские правительства налоговой базой. Алкогольная политика и доходы от продажи спиртных напитков
стали образовывать основные столпы колониального правления. Отсутствие больших групп белых поселенцев в
Западной Африке снижало опасения по поводу пьянства, социального разлада и угрозы колониальному правлению.
В период между 1892 и 1903 годами ввозные пошлины на алкоголь обеспечили более 55 % от общего дохода
колонии Лагос и 38 % дохода Золотого Берега. Колониальные проблемы были разными в Восточной
и Южной Африке, с общинами поселенцев, и спиртное законодательство здесь было несколько смягчено когда
колониальный контроль окончательно укрепился. Угрозы колониальной зависимости от алкогольных доходов часто были внешними. Европейские миссионеры были разочарованы тем, что риторика о прекращении торговли рабами, оружием и спиртными напитками в Африке оказалась пустышкой, когда дело дошло до трафика спиртных напитков.
Они агитировали за сдержанность и запрет в колониях, таких как Золотой Берег и Южная Нигерия. Международные конвенции о спиртных напитках были еще одной важной проверкой колониальной политики в отношении спиртных напитков.Брюссельская конвенция 1890 г. запретила европейские спиртные напитки в широкой полосе, в которую в основном попали мусульманские общины Северной Нигерии и северных территорий Золотого Берега. Конференция в Сен-Жермен-эн Лайе (Франция) в сентябре 1919 г. запретила "торговлю спиртом" на африканском
рынке, поскольку определелила спирт как алкоголь, произведенный специально для торговли с африканцами и обычно не потребляемый европейцами.
Тем не менее, именно внутреннее давление привело к пересмотру колониальной политики в сфере оборота спиртных напитков в Британской Западной Африке с конца 1920-х годов. Появление и развитие
популярной культуры, вращавшейся вокруг европейского стиля питейных заведений в европейском стиле, танцевальных оркестров, популярной музыки (как признака светской жизни) и комических опер («концерт») - и
массово поддержанное юношами и девушками в городах и пригородных деревнях - давали вождям племен и
образованной африканской элите повод для беспокойства.
Введение огромных тарифов на импортный алкоголь и план по постепенному запрету ввоза голландского джина на Золотой Берег совпали с экономической депрессией начала 1930-х годов. Колониальные
доходы от производства спиртных напитков упали с падением импорта, а затем расстроенные простолюдины перешли на употребление незаконно перегнанного джина (акпетэшие). Колониальные правительства были вынуждены снизить пошлины на импортный алкоголь, чтобы сделать его более конкурентоспособным,
но толку в этом было мало. Когда национальные силы обрели мощь после Второй мировой
войны, то вопрос о местном самогоне вошел в национальную повестку дня, и
политические деятели стали обещать легализацию этого отчетливо африканского напиток после завоевания независимости. Не сильно отличалась ситуация и в Южной Африке, где отрицание африканцами на территории нынешних Замбии и Зимбабве европейского алкоголя в пользу местных напитков стало главным требованием образованных африканцев в качестве признака политического паритета. Таким образом, традиционный
символизм алкоголя и его связи с властью подошли к тому, что стали одной из составляющих национальной борьбы и дискурса.
Алкоголь и наркотики в независимой Африке
Важность алкогольной промышленности для бюджета продолжилось и в постколониальную
эру, когда пивоварни и ликероводочные заводы стали играть центральную
роль в индустриализации и экономическом развитии. Действительно, поскольку рынки для произведенных товаров были ограничены, то производство алкоголя часто было единственной прибыльной отраслью в первые годы независимости. То есть, продолжалось политическое, социальное и экономическое значение алкоголя.
С 1940-х годов употребление каннабиса распространилось на Западную Африку, и его введение приписывают возвращавшимся из Азии военнослужащим. Распространенное использование терминов "индийская конопля" и бханга (происходящее из языка хинди) приводят в качестве доказательства этого азиатского
происхождения.
Первоначально используемое военнослужащими и определенными профессиональными группами, связанными с трудными
и опасными работами, употребление конопли перешло в среду учащейся молодежи и в
контркультуры, которые рационализировали многе из того, что ранее считалось незаконным и даже аморальным.
В результате отчет полиции за 2001 год указал на то, что многие фермеры считали
выращивание индийской конопли или марихуаны более выгодным, чем выращивание кукурузы. Другой отчет содержал
аналогичное наблюдение по поводу выращивания какао и кофе в некоторых районах Камеруна.
Экономический спад в Африке в 1970-х годах, вместе с увеличением спроса, вероятно
усилил выращивание каннабиса в качестве прибыльного растения. В Эфиопии и Кении выращивание ката является
легальным занятием со значительными экономическими выгодами. Южная и Западная Африка в настоящее время составляют основную часть африканских поставок каннабиса, где Южная Африка, Мозамбик, Нигерия и Гана являются основными местами производства. Отчеты Программа Организации Объединенных Наций по контролю над наркотиками, хотя по общему признанию и не всесторонние, указывают на увеличение
доказательств производства, оборота и потребления наркотиков в Африке. Согласно докладу этой Программы за 1996 год,именно африканские страны несли ответственность за четверть травяного каннабиса и десятую часть смолы каннабиса, изъятых по всему миру. Производство, распространение и потребление каннабиса
обеспечило каналы для распространения кокаина и героина с 1980-х годов. Ужесточение контроля в европейских и североамериканских аэропортах вынудил торговцев героином
из Таиланда и торговцев кокаином из Бразилии и других стран Латинской Америки использовать Африку
в качестве отправной точки в их деятельности, а африканцев как курьеров или "мулов". Для вовлеченных африканцев финансовые вознаграждения были очень заманчивыми, независимо от
рисков. Сегодня многие африканцы отбывают длительные тюремные сроки в Таиланде, Европе и в Северной
Америке. Существует также все больше доказательств того, что потребление героина и кокаина в Африке продолжает усиливаться.Например, дилеры, которые продают небольшие
количества каннабиса в городах Ганы, также приторговывают героином и кокаином, а это указывает на то, что
кокаин (особенно крэк-кокаин) и героин перестают быть элитарными наркотиками.
Подобно употреблению каннабиса, кокаин и героин теперь курят, а не вкалывают, и инъекции тяжелых наркотиков рассматривается многими как привычка, не свойственная и не подходящая африканцам.
Также уже сообщалось об употреблении этих сильнодействующих наркотиков среди уличных детей
в городах Ганы. Одна из ганских газет не так давно предупредила, что многие молодые люди переходят с каннабиса на кокаин и героин.
Дальнейшие исследования по специфическим аспектам данной тематики уточнят эти наброски, но уже сейчас достаточно информации, чтобы сделать вывод - в соответствии с докладом ООН 1999 года о взаимосвязи наркотиков в Африке, - что наркокризис может серьезно повлиять на будущее Африки, если решительные меры для сдерживания текущих тенденций не будут реализованы.
Автор: Эммануэль Кваку Акьямпонг - профессор истории и афроамериканских исследований, а также директор факультета Оппенгеймера Гарвардского университета, Центр африканских исследований при Гарвардском университете.
Источник: Encyclopedia of twentieth-century African history / edited by Paul Tiyambe Zeleza and Dickson Eyoh. - Routledge London and New York, 2005, 673 pp.
Перевод с английского - наш собственный.
ХХI век,
обычаи,
социальные проблемы,
ХХ век,
Африка