Развитие пейзажного жанра во Львове началось с приезда в город Антония Лянге (1774-1842), который был сыном актера придворного театра в Вене. Художник полностью посвятил себя пейзажному жанру. Профессиональную подготовку прошел у известного австрийского пейзажиста Лоренца Альфреда Шонбергера (1768-1846). В 1810 году переехал во Львов по приглашению графа Станислава Скарбека (1780-1848). Много лет работал художником при львовском театре и стал заметной фигурой в местной художественно-артистической среде. Лянге писал как пейзажи конкретных местностей во Львове и вокруг него (например, изображения замков Львовщины), так и идеализированные пейзажи - просторы, с глубокой долиной, плавающей в воздушной атмосфере. Современники особенно вдохновлялись его передачей света и чистотой колорита в пейзажах-перспективах, наполненных воздушностью. Художника привлекали окраины города с прудами и парками. Лянге использовал зарисовки масляными красками, на основе чего была создана серия изображений замков Галичины, горных пейзажей с водопадами и др., а выполненные им работы отличались гладкой, почти полированной фактурой, общим светлым тоном и яркостью.
Лянге вместе с Алоизием Рейханом, А. Лаубе и другими художниками-любителями создавали рисунки с видами Львова для литографического заведения П. Пиллера (1801-1874). При этом заведении также была типография, где печатали нормативные акты австрийских властей, учебные пособия, научные труды, литературные произведения.
В 1824 году во Львове Пиллер издал альбом "Галицкие виды" из рисунков Антония Лаубе. Это были так называемые "портреты" конкретных объектов и их природного окружения, отображавшие реальный облик города.
По просьбе Петера Пиллера во Львов из Чехии также переехал литограф и график Карл Ауэр (1818-1859). Он выполнил литографии для альбома 1837-38 годов "Галичина в картинах, или галерея литографированных видов городских окрестностей и наиболее значительных памятников в Галиции". Альбом состоял из 48 литографированных гравюр, изданных в виде 12 отдельных тетрадок-папок по 4 графических листа. Львовский искусствовед Тадеуш Маньковский (1878-1956) считал, что благодаря этим литографиям, которые являются документами прошлого, можно проследить историю архитектуры города первой половины XIX века и увидеть Львов в эпоху бидермаера.
В творческом наследии Карла Ауэра также имеется своеобразная литографическая портретная галерея видных деятелей Галиции первой половины XIX века, в частности, драматурга, творца польской комедии Александра Фредро (1858), львовского поэта Винцентия Поля (1855) и писателя Юзефа-Игнация Крашевского (1854), литератора Теофила Ленартовича (1858) и поэта Богдана-Юзефа Залеского.
Художник также создал портреты исторических личностей: короля Польши Болеслава Хороброго, Казимира III Великого (1842).
Обращался Карл Ауэр и к сакральной тематике. Приобрели известность его литографии "Святой Михаил - патрон Галиции" и "Святой Тадеуш" из костела кармелитов (1850).
Уникальной стала самая крупная по размерам (47 х 64 см) автолитография Карла Ауэра 1845 года "Борьба с морскими чудовищами". Она представляла собой рекламу благотворительного театрализованного представления с целью сбора средств для помощи жертвам стихии. Средства от продажи этой гравюры, которую можно было найти во во всех книжных магазинах, также шли в фонд помощи.
(Окончание следует.)
Автор - Наталья Крокис
Источник: независимый культурологический журнал "Йи"
(
http://www.ji.lviv.ua/n86texts/N86-F_K_V_Motsart.htm)
Перевод с украинского - наш собственный.