Feb 13, 2020 08:04
На 1900 год в Галичине насчитывалось около 811 тысяч евреев, что cоставляло 66 процентов иудейского населения австрийской части монархии. Из них почти 516 тысяч проживало в Восточной Галиции. В конце XIX века около 70 процентов евреев проживало в городах. Они количественно преобладали в Бродах (72,1 процента), Бучаче (57,3 процента), Раве-Русской (57,1 процента), Станиславе (51,3 процента), Коломые (50,8 процента). При этом половина галицких евреев в 1910 году проживала в местечках с населением меньше, чем 10 тысяч людей. Именно жители этих поселений - штетлов (идиш: "shtetl" - "городок") благодаря популяризации в идишской литературе сегодня ассоциируются с собирательным образом восточноевропейского еврейства.
Около двух третей галицких евреев были задействованы в торговле и ремесле. Более зажиточные слои занимались банковским делом; торговали крупным рогатым скотом, конями и домашней птицей; владели мельницами, пивоваренными заводами, рафинериями (нефтеочистительными фабриками), заводами по производству кирпича, целлулоида, содовой воды. Среди ярких представителей еврейской экономической элиты были Юлиус Колишер - основатель Ипотечного банка во Львове, Натан Калир - банкир и долголетний президент Торгово-промышленной палаты в Бродах, львовские купцы Герш Мизес и Лазарь Дубс, братья Лазарь и Моисей Гартенберги, которые построили в Дрогобыче нефтеперерабатывающий завод, и другие.
Вне прослойки богатых предпринимателей, евреи жили за счет мелкой торговли и кустарных промыслов. В связи с низкой покупательной способностью населения городков и сел, они часто едва сводили концы с концами. Отсутствие постоянных источников заработка приводило к тому, что среди евреев Галичины возник отдельный слой люфтменшей (їдиш: "Luftmenschen" - "люди, которые живут из воздуха") - мужчин без постоянного места проживания, которые ходили от поселения к поселению в поисках работы. С появлением в Галичине индустрии многие из них пополнили ряды рабочих. В 1890 году шесть из девяти тысяч работников Бориславского нефтяного бассейна составляли лица иудейского вероисповедания.
В конце XIX века экономическая ситуация евреев обострилась в связи с появлением конкурентов среди христианского населения. В конце 1880-х годов в Галичине зародились польское и украинское кооперативные движения, которые имели целью предоставления кредитов крестьянам для улучшения их материальной ситуации. Чтобы ослабить влияние евреев в торговле, политики побуждали своих сторонников покупать товары лишь в специально организованных магазинах "для своих".
Кооперативных активистов поддерживали священники, которые инициировали на селе антиалкогольные кампании, направленные против еврейских корчмарей и владельцев пивоваренных заводов. В 1893 году католический конгресс в Кракове объявил бойкот еврейским товарам, который продлился до Первой мировой войны. В 1910 году евреям было официально запрещено продавать алкогольные напитки. В результате этих мероприятий около 15 тысяч еврейских семей было лишено средств к существованию.
Соперничество со стороны своих соседей чувствовали также еврейские рабочие. Кризис перепроизводства нефти в Бориславском бассейне привел к тому, что в конце XIX века задействованные в добыче нефти евреи начали вытесняться более дешевой польской и украинской рабочей силой.
Часть евреев видела спасение от экономической конкуренции в эмиграции из Галиции. В период с 1880 по 1914 год провинцию по разным данным покинуло от 236 до 350 тысяч евреев. Главным пунктом еврейской миграции стали Соединенные Штаты Америки, в особенности - Нью-Йорк. На путешествие за океан нужны были соответствующие средства. Переселение в Новый Свет могли позволить себе лишь материально обеспеченные еврейские семьи. Большинство среди мигрантов составляли представители среднего класса - ремесленники, в частности портные. Менее обеспеченные оставались в крае. Поэтому невзирая на большую волну эмиграции до Первой мировой войны, бедность еврейского населения лишь росла.
Кризис традиционного образа жизни наряду с растущей враждебностью со стороны соседей заставил интеллектуалов предлагать новые пути для решения еврейского вопроса в Галиции. Под воздействием известий о погромах в Российской империи еврейская интеллигенция окончательно отказалась от идеи ассимиляции. Ей на смену пришли сионизм и социализм. Первая идеология настаивала на национальной особости евреев. Вторая ставила на первое место решение социальных проблем.
Появление и развитие сионизма связаны с религиозной верой евреев в возвращение на Землю Израиля, в Палестину. Его начатки в Галичине связаны с именами основателей германофильского общества "Shomer Israel" Рубена Бирера и Йозефа Кобака. В 1879 году Бирер отошел от "Shomer Yisra'el" и поехал в Венский университет изучать медицину. Там он выступил в качестве инициатора основания первых студенческих сионистских групп в Габсбургской империи : "Ahavat Zion" (иврит: "Любовь к Сиону") и "Kadimah" ( "Вперед" и "На восток"). В 1883 году Бирер закончил учебу и вернулся во Львов, где вместе с Кобаком, неофициальным раввином реформистской синагоги Темпль, учредил общество "Mikra Kodesh" ( "Святое собрание").
В начале своей деятельности члены "Mikra Kodesh" не ставили перед собой политических целей. Причиной возникновения организации было отсутствие заинтересованности еврейской культурой и историей среди тогдашних гимназистов. Общество начало проводить во Львове курсы по ивриту и еврейской истории. Каждую субботу, когда религиозным евреям запрещено работать, читались тематические лекции.
Активисты "Mikra Kodesh" ввели традицию ежегодно устраивать фестиваль в честь восстания Маккавея в 167-160 годах до нашей эры. Такие мероприятия имели религиозное значение, поскольку проводились во время традиционного празднования Хануки. В то же время, избирая годовщину восстания иудеев против господства греков в Палестине как повод для публичных празднований, члены "Mikra Kodesh" проводили параллели с тогдашним положением евреев в Галичине. Таким образом они побуждали своих сторонников к национальному самоопределению.
В 1888 году младшие участники "Mikra Kodesh" Мордехай Эренпрайс, Осия Тон, Маркус Брауде, Адольф Коркис и Адольф Штанд сместили раввина Кобака с должности главы. Они открыто объявили, что целью общества является защита национальных интересов евреев Галичины, а идеалом - будущее переселение в Палестину. Организация получила новое название - "Zion" в честь символической для еврейской истории горы в Иерусалиме.
Благодаря активности молодых студентов подобные национальные общества на протяжении 1887 года были созданы в уездных городах Галичины : "Schochrei Toschia" (с 1890 года - "Haleum", иврит: "Нация") в Стрые, "Ha-ivri" (иврит: "Еврейский") в Дрогобыче, Станиславе, Коломые, Тарнове. В 1893 году разрозненные провинциальные ячейки объединились вокруг львовской организации - образовалась Еврейская национальная партия Галичины. Молодые сионисты начали издавать во Львове газету "Przyszlosc" (польский: "Будущее"), к которой в 1900-м добавился "Wschod" (польский: "Восток").
В конце XIX века в Галичине не существовало отдельной еврейской социалистической партии. Еврейские сторонники рабочей идеологии вступали в созданную в 1892 году Галицкую социал-демократическую партию, в которой доминировали поляки. Одним из ведущих лидеров польских социалистов стал бывший член "Agudas Akhim" Герман Диаманд. Он до конца жизни выступал против еврейской политической обособленности, при этом активно участвуя в решении проблем еврейских рабочих. В частности, Диаманд редактировал львовские газеты "Di yidishe folksblat" (идиш: "Еврейский народный листок"), 1896-1897; "Di yidishe folkstsaytung" (идиш: "Еврейская народная газета"), 1903-1904; "Di yidishe folksshtime" (идиш: "Еврейский народный голос"), 1907.
В 1904 году на конгрессе Польской социал-демократической партии Галичины было принято решение создать в городах края отдельные еврейские комитеты. Первые из них возникли во Львове и Кракове. Их лидеры учредили еженедельник "Yiddishe Arbeterzeitung" (идиш: "Еврейская рабочая газета") и создали собственную институцию - Галицкий еврейский совет.
В 1905 году еврейские социалисты независимо от своих польских коллег провели первомайскую демонстрацию. В том же году была основана Еврейская социал-демократическая партия Галичины, секретарем которой стал Генрик Гроссман. Ее члены начали выдавать во Львове собственную газету "Der Yiddishe Sotsialdemokrat" (идиш: "Еврейский социал-демократ"). В 1906 году партийная конференция отбросила идею основания рабочих поселений в Палестине и провозгласила культурную автономию единственным способом решения еврейского вопроса в Галичине.
Кульминационным для еврейской общественной организации стал 1907 год, когда имперская власть упразднила куриальную систему при выборах в Государственный совет и ввела общее голосование. На протяжении предвыборной кампании сионисты во главе с Адольфом Штандом и Натаном Бирнбаумом выдвинули кандатов от своей партии по двадцати избирательным округам. В семи сельских округах Восточной Галичины еврейские активисты достигли союза с украинскими избирателями, которые согласились поддерживать сионистов против польских кандидатов. В результате места в Государственном совете получили: Адольф Штанд, Бено Штраухер, Артур Малер и Генрих Габель. В парламенте сионисты вместе с социалистами Германом Диамандом, Германом Либерманом и сторонником ассимиляции Натаном Левенштайном образовали отдельную еврейскую фракцию.
Успехи в борьбе за политические права внутри монархии усиливали уверенность евреев во внешней политике Габсбургов. Накануне Первой мировой войны они верили в силу Австро-Венгрии и презирали ее потенциального противника - Россию. В популярном воображении австрийских евреев война должна была стать местью россиянам за еврейские погромы конца XIX - начала ХХ века. Поэтому не рассматривалось никакого другого варианта, кроме победы Австро-Венгрии.
(Окончание следует.)
Автор: Евген Поляков, историк.
Источник: Проект "Україна". Австрійська Галичина / Упоряд. М. Р. Литвин; Гол. ред. О. А. Красовицкий. - Х.: Фоліо, 2016. - 410 с.
Перевод с украинского - наш собственный.
1900-е годы,
социальные процессы,
ХХ век,
Западная Украина,
евреи