May 30, 2019 16:58
У отдельных львовских кондитеров дела пошли так удачно, что они вскоре открыли и свои собственные кондитерские фабрики, где изготавливался шоколад, печенье, конфеты. Правда, "фабрика" звучит слишком громко, потому что в действительности эта фабрика была кондитерским цехом, который находился в самой цукерне. Вместе с этими карликовыми фабриками в начале 1880-х годов появились и крупные фабрики с большим объемом производства.
Старейшей кондитерской фабрикой была паровая фабрика сахара и медовиков Маврисия Брандштадтера на ул. Шептицких, 26, которая гордилась современной техникой и была в Галичине самой мощной, с 1921 г. она изменила свое название на "Фабрику сахаров, шоколада и какао “Бранка”".
В начале 1930-х г. на этой фабрике работало 450 рабочих и 32 администратора. Шоколад и конфеты "Бранки" получили большую известность, вскоре фабрика на ул. К. Людвика, 47, открыла свой фирменный магазин.
В 1874 г. на ул. Замарстыновской, 21, появилась паровая фабрика шоколада, какао, десертов и печенья Яна Рикера, в 1903 г. она превратилась уже в фабрику сиропов и сахаров.
С 1883 г. на пл. Марийской, 7, заработала фабрика Генрика Третера, который открыл свой фирменный магазин на ул. Сиктуской, 1. Когда в 1906 г. дом снесли, то в новом здании открылась кофейня "Авеню" и фабрика кондитера Чеславы Шайер.
В 1919 г. Ян Гефлингер выкупил у Моннэ цукерню на ул. Рутовского, 10, и превратил ее в фабрику сахаров и шоколада, но производил там также компоты, восточные сладости и бишкопты (бисквит). Гефлингер (1856-1909) был очень известным мастером, и его много раз избирали председателем кондитерского цеха, после его смерти производством занялся его сын Тадеуш Марьян.
А паны Гаммер и Циманд (Zimand) открыли на ул. Св. Мартина, 10, в 1910 г. фабрику под названием "Газет" - название состояло из первых букв их фамилий Н и Z. Здесь работало около двухсот рабочих и администраторов. И хотя фабрику советы конфисковали, но название фирмы еще некоторое время существовало, пока ее не переименовали в "Большевик". Под этим названием фабрика работала до 1962 года.
Выдающийся писатель Ян Парандовский, вспоминая свое львовское детство, писал: "Даже скромный магазин с конфетами манил издалека красным или голубым светом, из которого выходил святой Николай в окружении ангелов, неся мешки с шоколадом, а рогатый чертик крался сзади, грозя позолоченными рожками. Но только от улицы К. Людвика начиналась страна чудес. Большие цукерни превращали свои витрины в заколдованные леса, магические замки, заклятые пещеры. Деревья из шоколада родили сахарные фрукты, в аквариумах, игравших радужным ликером, плавали блестящие золотые рыбки, из сталактитового грота высовывал красную пасть дракон с миндальными зубами. А святой Николай тогда спускался по горной крутой тропинке, а то ступал Млечным Путем или заглядывал в маленькие домики, где сквозь освещенное окошко было видно спящего ребенка".
Вообще даже дух захватывает от количества кондитерских фабрик, существовавших во Львове. Фабрика карамели "Ядзя" на ул. Яновской, 11, фабрика шоколада "Дерби" (пл. Бильчевского, 3) и "Львовянка" (ул. Кобылянской, 2), Марьяна Кохмана (ул. Ягеллонского, 15), К. Юста (ул. Узкая, 6-8), фабрика медовиков Юзефа Циммера на ул. Лычаковской, 6.
А еще была фабрика халвы и восточных лакомств Жоржа Гавураса (ул. Шпитальная, 42). Халву Гавураса любил покупать Станислав Лем в фирменном киоске возле "Венской" кофейни. В его цукерне производились помадки в фирменных бархатных бонбоньерках с наклейкой на поверхности, изображавшей кувшин с цветами. Но перед Рождеством можно было купить помадки в форме заснеженных домиков. А перед Пасхой - в форме обсыпанных позолотой крупных яиц.
Между тем украинцы признавали только свою фабрику "Фортуна Нова" на ул. Кордецкого, 23. Ее создала Климентина Авдиковичева. Но о ней мы поговорим в следующий раз.
Источник: Винничук Ю. Кнайпы Львова. - Харьков: Фолио, 2015. - 530 с.
Перевод с украинского: Е. А. Концевич.
кондитерское дело,
Львов,
Западная Украина