Художественная жизнь во Львове в конце XVIII - начале XIX века. Часть 3

May 27, 2019 18:11

Художники-иностранцы дали серьезный толчок для развития местной львовской школы, одним из ярких представителей которой был Ян Машковский. Ян Канты Игнацы Машковский (1794 - 1865) родился в селе Хоростково на Подолии. В 19 лет он переезжает во Львов, где в течение 6 лет занимался в рисовальной школе при университете. С 1818 по 1820 годы учился в Венской академии у Ф.- Г. Фюгера и Д.- Б. Лампи. В 1820 году посетил Рим, по дороге заехав еще и во Флоренцию, Венецию, а также в другие места. Художник задержался в Риме и покинул его лишь в 1824 году. Несколько месяцев он пробыл в Вене, а во Львов приехал уже в 1825 году, где в июне открыл свою персональную выставку в своей квартире. Он также выставлял свои картины в книжных магазинах Куна и Малинковского. В следующем году перебрался на Подолию, где прожил почти 6 лет. В 1830 году завел собственную мастерскую в городе Дубно, а осенью 1832 года навсегда вернулся во Львов. С 1834 по 1844 преподавал в рисовальной школе при университете, после ее закрытия давал частные уроки. В конце жизни художник жил в селе Борщовичи, недалеко от Львова, где и умер.

Когда Машковский возвратился во Львов, то в своих работах он обращался к разным жанрам: потрету, семейным сценам, исторической, религиозной, анималистической тематике, натюрморту. Также художник прибегал к технике литографии. Известные его работы того периода: "Портрет Франциска I", 1834 г. (существует предположение, что картина была написана по заказу общины города Станислава, ныне Ивано-Франковска, в Украине), "Портрет пейзажиста А. Лянге", 1837 г., "Портрет Юзефа Максимилиана Оссолинского", 1843 г. (ныне - Львовская национальная галерея искусств). Также он неоднократно писал свою семью, например, "Портрет Фредерики и Рафала Машковских" (1844-45 гг.). У художника было трое сыновей - Марцелий, Кароль, Рафал. Каждый из них пошел своим творческим путем. Рафал стал музыкантом, Кароль - известным математиком, преподавал в Инсбруке, Кракове, Львове, а также он был еще и резчиком, и художником-любителем. В 1867 он воглавил кафедру геометрии в Львовской политехнике, а в 1875-76 гг. был ректором этого учебного заведения. Марцелий, как и отец, занимался искусством - был рисовальщиком, литографом, художником и резчиком.

Наиболее многочисленными в наследии мастера являются портреты, в которых стилевые признаки классицизма тесно взаимосвязаны с чертами романтизма. Художник обращался и к бытовому жанру. В своей монографии "Генрик Родаковский" В. Козицкий говорит о Яне Машковском как о художнике, который заслужил себе славу не своим талантом, который явно проявился в его портретах, и не своими историческими работами, а главное - своими педагогическими способностями.

В то время наряду с А. Рейханом прославленным портретистом был Мартин Яблонский (1801 - после 1875 г.), родившийся в селе Глогов на Галичине в семье торговца книгами. Мартин с детства следил за за интересными явлениями в сфере литературы и искусства, поскольку его художественные способности проявились очень рано. Поначалу искусству он учился во Львове, затем совсем еще юным ездил совершенствовать свое мастерство, изучая творения мастеров прошлого в Вене, Варшаве, Кракове и постепенно стал высоко профессиональным художником. В 1820 году он вернулся во Львов и проработал там почти до конца жизни. Яблонский был известным и самобытным мастером портрета, и чаще всего художник писал погрудные портреты на нейтральном фоне. Ранние работы художника были посвящены в основном родным и знакомым, но уже в 1830-х годах Мартин Яблонский стал одним из самых модных портретистов Львова. Наиболее интенсивный период творчества Яблонского-портретиста - 1830-40-е годы, так как именно в то время была написана значительная часть его лучших произведений. Важной частью его творчества являются автопортреты. Яблонский стремился найти в обычной повседневности признаки внутреннего состояния портретируемого, не добиваясь "театрализации образа". Автопортреты художника самобытны и выразительны, они тесно связаны с традициями местной школы портретной живописи, и имеют много общих черт с тогдашними европейскими портретами. Кроме этого художник интересовался и литографией, а также рисовал графические портреты. Значительное место в творчестве художника занимала настенная живопись, им были написаны несколько образов для львовских костелов. В последние годы жизни Яблонский занимался религиозной живописью для провинциальных храмов. Этому предшествовала личная трагедия в жизни Мартина Яблонского: во время восстания в 1860-х годах года погибли жена и два сына художника. После этого он продал свое предприятие и покинул Львов.

Незадолго до смерти в 1876 г. вернулся во Львов.

Иллюстрация - Ян Канты Игнацы Машковский, автопортрет.

(Продолжение следует.)

Автор - Наталья Крокис

Источник: независимый культурологический журнал "Йи"
(http://www.ji.lviv.ua/n86texts/N86-F_K_V_Motsart.htm)

Перевод с украинского - наш собственный.

история искусства, Львов, Западная Украина, XIX век

Previous post Next post
Up