Художественная жизнь во Львове в конце XVIII - начале XIX века. Часть 1

Apr 05, 2019 01:32

Процесс становления западноукраинской живописи не был простым. В 1780 году прекращает свою деятельность средневековый по своему устройству и порядкам цех художников. Постепенно известными художниками-портретистами церковного и светского портрета мастерами росписей соборов, костелов, церквей стали местные художники, закончившие европейские академии искусств, а именно: Лука Долинский (1745 - 1824), Евстахий Билявский (1740 - 1804), Юзеф Хойницкий (1745 - 1812).

Лука Долинский учился в Вене в 1775-77 годах. Он работал над украшением собора Святого Юра и других храмов, а также оставил большую галерею портретов деятелей Греко-католической церкви того периода.

Евстахий Билявский учился в Риме в Академии Святого Луки в 1766 году. Свои творения он подписывал полным именем с указанием "Delia Akademia Roman a Pictor". В конце 1790-х - начале 1800-х годов он создал галерею портретов армянских архиепископов. К числу наилучших его работ принадлежат портреты Х. Рищевской (1784), Криштофа Деймы (1782), Ивана Бачинского, Стефана Завалькевича, Доминика и Схоластики Никоровичев, графа Яна Миера и других.

Юзеф Хойницкий - львовский художник, популярный портретист, которого считают одним из лучших учеников Станислава Строинского (1719 - 1802). Этот хужожник являлся автором многих религиозных композиций для львовского кафедрального римско-католического собора, а также репрезентативных портретов тогдашней аристократии.

Еще в конце XVIII века во Львове ставился вопрос о создании специального художественного заведения - Академии, однако оно было сочтено "не ко времени" и потому открыто не было. Лишь при университете существовала школа рисунка, где студенты других факультетов могли получить лишь первые уроки рисунка, а далее уезжали продолжать свое художественное образование за границу. Большинство из них в дальнейшем учились в Венской академии искусств. Излюбленным жанром этих художников был портрет. Потрет первой половины XIX века развивал традиции мещанского и священнического портрета конца XVIII века, где национальные традиции отражались наиболее сильно.

В начале XIX века под влиянием творчества осевших в Галиции художников - переселенцев австрийско-немецкого происхождения портретная живопись на этих землях приобретает черты бидермаера. Само название "бидермаер" появилось достаточно случайно и поначалу носило сатирический характер. Это был пседоним, которым подписывались сатирические стихи - "Бравый пан Маер". В искусствоведении термин бидермаер был впервые использован в статье Карла - Августа Бьоттигера "Будущее орнамента на примере развития шпалерного дела", а затем в книге П.-Ф. Шмидта "Живопись Бидермаера". Стиль бидермаер распространился в Австрии и Германии в 1815 - 1848 годах. Вообще бидермаер был явлением неоднородным и соединял в себе черты и влияния современных ему направлений: романтизма, реализма, идеализма, классицизма и т.д. Он сформировался как направление немецкого романтизма, но очень быстро переродился в ограниченный мещанский и "сладковатый" натурализм, который отдалился от романтической мечтательности и идеалистичности. Искусство бидермаера было провинциальным по характеру, а потому, вместо пышности и величия столичного ампира, оно выдвинуло идею простоты и практичности, стремления к уюту и комфорту. В живописи ценилась выписанность мелких, даже самых незначительных деталей, чтобы было всё так, как на самом деле. В работах художников бидермаера выступали также "незначительные" бытовые детали, которые носили сатирический или сентиментальный характер. Семейные сцены, портреты на фоне интерьера, сцены с детьми, которые вызывали умиление, потому и превратились в особый жанр живописи. Идеализация зажиточного и стабильного мещанского быта и человека в нем, с его традициями и внутренним миром стала основной темой в искусстве этого художественного направления в Галиции. На львовской почве перенесенные из Вены художественные явления приобретали значительно упрощенный вид. Среди львовских горожан ценилось усердное и суховатое изображение, близкое к естественности.

Одним из первых приехал во Львов на рубеже XVIII и XIX веков (точнее, в 1794 году) уроженец Триеста Йозеф Франц Пичман (1758 - 1834). Он учился в Венской академии, его учителями были Фридрих-Генрих Фюгер (1751 - 1818), Джованни Баттиста Лампи (1751 - 1830) и Генрих Карл Брандт (1724 - 1787), и уже в 1787 году Пичман стал членом Академии. По просьбе Юзефа Чарторийского (1740 - 1810) и Тадеуша Чацкого (1765 - 1813) Пичман переехал в Корец на Волыни, а затем в Варшаву (1789), где вместе с Джованни Лампи и Джузеппе Грасси (1757 - 1837) поступил на службу к королю Станиславу Августу и писал лишь портреты. После начала восстания под руководством Тадеуша Костюшки (1746 - 1817) перебрался во Львов, где оставался до 1806 года, время от времени совершая небольшие путешествия. За эти годы Пичман написал 280 портретов. В 1806 году Пичман принял предложение занять место преподавателя рисунка в лицее города Кременца, в свое время основанном Т. Чацким. Там Пичман оставался до конца жизни, создавая портреты волынской шляхты,магнатов, а также российских чиновников и военных.

В начале своей деятельности Пичман еще довольно часто обращался к мифологическим и религиозным сюжетам, но портреты очень быстро заняли основное место в его творчестве. В своих портретах Пичман отказывался от парадности, от штучных эффектов, стремять представить людей в атмосфере повседневности, занятыми интеллектуальными или художественными занятиями, часто на фоне природы. Во Львове Пичман писал портреты польской знати, а также интеллектуалов и деятелей культуры.

На портрете - Франц Йозеф Пичман.

(Продолжение следует.)

Автор - Наталья Крокис

Источник: независимый культурологический журнал "Йи"
(http://www.ji.lviv.ua/n86texts/N86-F_K_V_Motsart.htm)

Перевод с украинского - наш собственный.

ХVIII век, история искусства, Львов, Западная Украина, XIX век

Previous post Next post
Up