Яков Острянин. Часть 2

Sep 24, 2018 17:37

Козачий отряд стремился провести решающий бой под Лубнами до подхода туда Я. Вишневецкого и Н. Потоцкого с Правобережья. Быстрым наступлением Острянин хотел помешать противникам закрепиться на новом месте. В то же время войско С. Потоцкого успело занять выгодные позиции между Сулой и Солоницей, пополнилось несколькими шляхетскими отрядами и приготовилось к обороне.

Утром 6 мая, после артиллерийского обстрела, козаки пошли на штурм вражеского лагеря. В сообщении реестрового козака Владимира Лаврова указывалось, что повстанцам, которых выступило около 12 000 против 6 000 жолнеров, не удалось в полной мере использовать преимущество перевеса в живой силе. Шляхетская конница глубоко вклинилась в ряды повстанцев, отрезая их от основных сил С. Потоцкого. Окольский указывал: "Все это происходило не без утрат со стороны нашего войска, погибло много людей и коней. Поле обильно оросилось кровью, время перешло далеко за полдень, уже минула вечерня, а битва все продолжалась". Многочисленные жертвы с обеих сторон и наступление ночи прекратили побоище. Остатки шляхетского войска перешли по мосту через Сулу и укрылись за городскими стенами.

Продолжать осаду Лубен после кровопролитной битвы повстанцы были неспособны. Остро чувствовался дефицит боеприпасов, а также нехватка свежих сил, которые так и не подоспели. Учитывая эти обстоятельства, Острянин начал отводить свое войско к Миргороду, где находились варницы селитры и склады пороха. Кроме того, было необходимо выработать план дальнейших действий повстанцев.

С разведывательной целью С. Потоцкий послал за отходившими повстанцами несколько сотен конников. Неподалеку от Лубен шляхтичи столкнулись с повстанческим ополчением во главе с Путивльцем и Репкой, в которое входили и 500 донских казаков. Жолнеры выманили противника на открытую местность и окружили, а после прибытия Потоцкого завязался неравный бой. Под шквальным огнем козаки целый день отбивали атаки превосходящих сил врага. На следующий день повстанцы отправили письмо С. Потоцкому, в котором сообщали об избрании вожаком вместо Путивльца Ивана Василевича и о покорности властям. Шляхтичи, со своей стороны, объявили о помиловании козаков при условии выдачи Путивльца. Однако своего слова С. Потоцкий не сдержал, и озверелые жолнеры учинили жестокую резню среди повстанцев.

Тем временем, пополнив войско в Миргороде, Я. Острянин развернул наступление через Лукомье и подошел к реке Слепород. Остановившись на ее правом берегу, между Яблуновом и Лубнами, он снова разослал по городам и селам Поднепровья призывные послания, универсалы и грамоты. Под влиянием этих документов в борьбу стали включаться жители Правобережья. Так, в районе Киева действовал крупный отряд народных мстителей под руководством Савы. Около пяти тысяч повстанцев, во главе с Нестором Бардаченком, осуществили боевой рейд от Трахтемирова до Киева. Шляхта, войско и администрация Киева спрятались за его стенами. Для разгрома повстанцев Николаю Потоцкому пришлось послать полк Самуила Лаща, но те отошли с боями на Труханов остров, а затем совершили попытки соединиться с Я. Острянином.

Размах восстания в Украине очень встревожил правительство Речи Посполитой. 25 апреля король Владислав IV издал специальный указ о немедленной и полной выплате жалования коронному войску. Н. Потоцкому было приказано отбыть на Поднепровье для подавления народных выступлений. Кроме того, в середине мая из Бара во главе 5 тыс. карателей выступил Ярема Вишневецкий.

Узнав о приближении новых шляхетских сил, Я. Острянин разослал повсюду сторожевые отряды, чтобы перекрыть пути от Быкова, Пирятина и Переяслава до Лубен. Запорожский козак Григорий Кудря рассказал в Путивле, что из 15 000 человек козацко-селянского войска на реке Слепороде осталась едва лишь половина, чем не замедлил воспользоваться противник.

19 мая в Лубны прибыл Вишневецкий, что значительно усилило позиции С. Потоцкого. Объединенное войско внезапно напало на лагерь Острянина. Козаки были вынуждены отступить до Лукомья. Утром на место, где располагался повстанческий лагерь, прибыл отряд во главе с полковником Сокирявым, но застал там лишь шляхту. Козаки организовали засеку в лесу и два дня держали оборону, нанеся серьезные потери коронному войску. Во время боя Сокриявый попал в плен, чему каратели, по словам Окольского, очень радовались - так, если бы захватили самого Острянина. Лишь часть козачьего отряда пробилась к основным силам в Лукомье. Но и там они оставались недолго: повстанцы отступили к Жовнину.

Преследуя козаков на правом берегу реки Сулы, конница С. Потоцкого рано утром 30 мая с ходу атаковала новые позиции Острянина. Отчаянная оборона повстанцев приостановила наступление шляхты, но победа коронного войска была очевидной. Потеряв надежду на успех, Я. Острянин во главе отряда, в котором осталось несколько сотен козаков, покинул лагерь под Жовнином. В ночь на 31 мая они переправились через Сулу и двинулись в сторону границы с Московией. Поблизости от Миргорода к ним присоединились селяне и горожане, стремившиеся найти спасение от шляхетского террора.

Прибыв в Белгород, Я. Острянин на приеме у царского воеводы П. Пожарского высказал желание служить российскому царю. Вскоре просьба была удовлетворена. Козакам было назначено царское жалование за охрану южной границы Московской державы, а для поселения и размещения им было передано Чугуевское городище. Козаки стали фактическими основателями города Чугуева как форпоста в борьбе против татарской агрессии.

Уже в феврале 1639 года белгородский воевода сообщал в Москву про завершение возведения чугуевских укреплений. Жителям городка не раз приходилось вступать в схватки с крымцами. В источниках сохранились сведения об успешной операции против татар, проведенной российскими служилыми людьми во главе с Наумом Извезцовым, а также украинскими козаками под командованием Якова Острянина. Однако через некоторое время между козаками начался разброд, точные причины которого нам неизвестны. Вследствие междоусобной борьбы весной 1641 года Яков Острянин был убит, а большинство козаков (в том числе и сын гетмана) вернулись в Украину..

Источник: Iсторія України в особах: Литовсько-польська доба/Авт. коллектив: О. Дзюба, М. Довбищенко,... О. Русина (упоряд. и авт. передм.) та ін. - К.: Україна, 1997. - 222 с.

Перевод с украинского - наш собственный. :)

Украина, украинско-польские конфликты, персоналии, козачество, ХVII век

Previous post Next post
Up