Sep 01, 2018 04:58
Мусульмане Боснии и Герцеговины - это самая крупная, помимо албанцев, гомогенная мусульманская община Европы. Суннитский (традиционный) вариант ислама пришел в эту часть Европы вместе с османским вторжением на Балканы в XIV - XV веках. Хотя существует ряд споров и противоречий относительно истории Боснии и боснийских мусульман, все же большинство исследователей согласны, что появление ислама в стране предшествовало падению Боснийского королевства (1463 г.). Первым оплотом ислама в Боснии был регион нынешнего Сараева, где османские завоеватели создали пограничный военный пост еще за несколько лет до падения Боснии. Более того, в последнее время между учеными был достигнут консенсус, что подавляющее большинство боснийских мусульман - это потомки местного средневекового населения, обратившегося в ислам.
Некоторое количество мусульман с территории современной Боснии и Герцеговины мигрировало в Хорватию и Венгрию еще во время османской экспансии. В конце XVII века, когда Османская империя уступила эти земли Габсбургам и Венеции, большинство мусульман вновь вернулись в контролируемую турками Боснию. Затем много мусульман нашли убежище в Боснии и Герцеговине во время освобождения Сербии в XIX веке. С другой стороны, крупные миграции мусульманского населения из Боснии и Герцеговины произошли после австро-венгерской оккупации (1878 г.), после обеих мировых войн, а также во время войны 1990-х годов. Согласно переписи 1991 года, мусульмане составляли 43 % всего населения страны.
При османском владычестве боснийские мусульмане не имели особой религиозной иерархии. В 1882 году первые локальные reis-ul-ulemas (главы религиозных общин) и советы из четырех старейшни (меджлисы) были утверждены австрийским императором. И только в 1909 году мусульмане Боснии и Герцеговины стали полностью контролировать свою религиозную жизнь и образование. Хотя община прямо или непрямо избирала свое руководство, все же австрийский император оказывал влияние на избрание reis-ul-ulemas, которым также приходилось получать одобрение Шейха-ул-ислам в Стамбуле на осуществление своих обязанностей.
Во время первой Югославии, с 1918 по 1930 годы, существовали две отдельные мусульманские общины. Мусульмане Боснии и Герцеговины, Хорватии и Словении составляли одну, а мусульмане Сербии, Косова, Македонии и Черногории принадлежали к другой. В 1930 году обе общины были объединены, а региональные отделения (muftijstva) были ликвидированы. До 1936 года резиденция reis-ul-ulema находилась в Белграде, а затем она была переведена в Сараево.
Во времена социалистической Югославии существовали четыре правящих ассамблеи (сабора): в Сараево, в Приштине, Скопье и в Титограде. Верховный Совет был высшим органом, который объединял региональные советы, а reis-ul-ulema являлся главой мусульманской религиозной общины всей страны.
Сегодня мусульмане Боснии и Герцеговины имеют отдельные религиозные административные структуры. Страна разделена на семь религиозно-административных регионов (muftijstva). Полномочия по принятию решений переданы руководящей ассаблее (сабору). Сабор избирает исполнительный комитет - риасет. А высшая религиозная власть передана reis-ul-ulema, который пребывает в Сараево.
Источник: Chuvalo Ante Historical dictionary of Bosnia and Herzegovina. Second edition. Historical Dictionaries of Europe. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Toronto, Plymouth, 2007. 503 pp.
Перевод с английского - наш собственный.
ислам,
Босния и Герцеговина,
религия,
Балканы