Apr 04, 2018 11:19
Рижский договор
4 июля 1920 года началось наступление Красной Армии на Западном фронте, и уже 11 июля полякам пришлось оставить Минск. Снова возвращалась в Беларусь Советская власть, однако про беларусскую советскую государственность пока что речи не было. Зато буквально через один день - 12 июля - было подписано советско-литовское соглашение, согласно которому Литве передавались значительные западнобеларусские территории. Как видим, Москва по-прежнему удовлетворяла территориальные притязания соседей за счет Беларуси. В этот раз использовалась концепция "Литбел наизнанку", которая могла содействовать антагонизации беларусско-литовских отношений и, таким образом, предотвратить возможное беларусско-литовское государственное сообщество. Такая возможность не исключалась, поскольку в Каунасе нашли прибежище старшина Рады БНР Вацлав Ластовский и другие эсеровские деятели, преследовавшиеся польской администрацией в Минске.
Новым положением в Беларуси больше всего были разочарованы эсеры, которые, согласно со Смоленски договором, надеялись на продолжение конструктивного сотрудничества с большевиками и на участие в правительстве БССР. Вскоре в Моску отправился заместитель старшины БНР Василь Захарка, который 17 июля 1920 года вручил народному комиссару иностранных дел РСФСР Георгию Чичерину ноту протеста.
Нота протеста Захарки не изменила решение Москвы о подаренных Литве беларусских территориях, однако, возможно не была целиком безрезультатной. В частности Захарка утверждал, что именно его натиск на Чичерина, кроме "внешних обстоятельств", повлиял на решение советских властей о повторном провозглашении БССР. Все же возникает замечание (если Захарка не ошибался), что такое решение Москвы немногого стоило, поскольку не изменяло ее прежнего отношения к данному вопросу.
Об этом свидетельствовала сама процедура создания этой "независимой державы". Прежде всего рассморим вопрос, кто именно ее создавал? Ведь, по Круталевичу, 31 июля 1920 года в Минске собрались представители четырех организаций - компартии Литвы и Беларуси, профсоюзов, Беларусской коммунистической организации и Бунда, которые подписали декларацию о провозглашении независимой советской социалистической республики Беларуси. Советская пресса объявила о возобновлении беларусской советской государственности. Как видим, юридические основания этого акта несравнимы с провозглашением независимости БНР, которое советские историки клеймили как "неправомочное". Чем же тогда, если не насмешкой, было повторное провозглашение БССР, которое при надобности было легко признать неправомочным или даже неким банальным недоразумением.
Фиктивность юридического статуса БССР подчеркивал и еще один факт: летом 1920 года не было создано правительство республики, вместо него в Минске возник Военно-революционный комитет с компетенцией губернского органа власти. Все это свидетельствовало о колебаниях и неуверенности руководящих органов РСФСР в отношении Беларуси. Однако на всякий случай была очерчена ее территория в составе 18 уездов Минской и Гродненской губерний. Значительный кусок восточных районов Беларуси по-прежнему оставались в России, а часть западной Беларуси - в Литве.
После поражения Красной Армии под Варшавой во второй половине августа началось контрнаступление польских войск, продолжавшееся до 18 октября. В результате него 12 уездов новой Беларусской ССР оказались на польской стороне, и только 6 на советской.
В такой ситуации закрадывалось подозрение, а не собирается ли советская делегация на мирных переговорах в Риге отказаться вообще от всей беларусской территории в обмен на признание поляками советской Украины. Поскольку "вся Беларусь" состояла из 18 поветов, то это предположение означало возможность передачи Польше последних незанятых польскими войсками 6 уездов Минщины и готовность РСФСР забыть о беларусском вопросе.
Возможно, это был один из парадоксов истории: большинство участников польской делегации, не одобряя федеративной концепции пилсудчиков, отказались от предложения главы советской делегации Иоффе. Это решение повлияло на судьбу БССР, а может даже вообще определило ее существование. Только с этого времени начался реальный вопрос создания республики - надо же было что-то делать с шестью уездами Минщины, которые благодаря полякам остались на советской стороне линии фронта.
По этой причине БССР не была подписантом позорного Рижского договора, поскольку не была субъектом а являлась всего лишь предназначенным к ликвидации предметом мирной конференции. Более поздняя советская заинтересованность юридическим признанием Беларусской ССР Польской республикой была уже только обычным следствием выращивания ее будущего в Риге.
(Первоначальный источник - Кантакт, № 2, 1989, № 1 (3). )
Автор: Юрий Туронок, историк, деятель белорусского меньшинства в Польше.
Источник: Туронак Юры. Мадэрная гісторыя Беларусі. - Вільня: Інстытут беларусістыкі, 2008. - 882 с.
РСФСР,
международные отношения,
1920 г.,
Беларусь,
Польша,
ХХ век