Mar 24, 2018 02:21
Суннитский вариант ислама закрепился в Боснии и Герцеговине в XV веке. Но в Боснии, как и в других частях Османской империи, кроме суннитских улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама), существовал целый ряд религиозных организаций, балансировавших на грани ереси. В первую очередь это были дервишеские ордена, возникшие из различных мистических движений на Среднем Востоке, известных под общим названием суфизм. Определенный и общий стиль жизни, или тарикат (путь поведения и действия), предписанный основателем ордена, требовался от членов, чтобы они могли постепенно достигнуть мистического союза со Всевышним. Человеческая душа, отделенная от своего божественного происхождения, согласно таким учениям, должна была вернуться и вновь соединиться со своим источником. У орденов были религиозные центры (текке или текия), во главе которых стояли духовные наставники (шейхи, пиры и баба).
Основатели орденов почитались, как личные друзья Бога, подобно христианским святым, и места их погребения становились центрами очень большого значения для их последователей.
Самые ранние текке в Боснии были созданы в середине XV века на территории нынешнего Сараево. Считается, что приверженцы Накшбандийского ордена (или Накшбендийе), названного в честь его "второго основателя" Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари (ум. в 1389), были первыми суфиями, которые прибыли в Боснию и Герцеговину. Их боснийские истоки наиболее вероятно можно проследить до накшбандийских шейх-газисов, сопровождавших и вдохновлявших османские армии на борьбу за свою веру против неверных. Этот орден приобрел популярность благодаря Искендер-паше, который участвовал в оккупации Боснии в 1463 году и позднее стал одним из наиболее влиятельных людей в империи. В конце XV века он построил крупную накшбандийскую текке в Сараево и обогатил ее с помощью значительного религиозно-благотворительного фонда (вакуфа или вакифа). Очень вероятно, что паша сам принадлежал к этому ордену. Кроме нескольких текке в Сараево, другие накшбандийские центры существовали в Мостаре, Фойнице, Високо, Травнике, Фоче и близ Конйича.
Иса-бей Исакович, османский приграничный военный лидер на Балканах в середине XV века, построил в Боснии первую текке для популярного турецкого ордена Мевлеви (Мевлевие), кружащихся дервишей. Эти дервишы были последователями сельджукского поэта-мистика XIII века Джалаладдина Руми. Остатки этого ордена просуществовали в Боснии и Герцеговине до начала ХХ века.
Третьим крупным дервишеским орденом, развившимся в Боснии и Герцеговине, был орден Халвети (Халветие), основанный Абу Абдуллой Сараутдином Омером "Халватом" в конце XIV века. Последователи этого ордена всячески подчеркивали аскетизм. Уже в первой половине XVI века этот орден появился в Сараево, а позднее в Мостаре, Травнике и других частях Боснии и Герцеговины. Гази Хусрев-бег, известный и прославленный правитель Боснийского санджака в 1521-1525, 1526-1534 и 1536-1541 годах, построил в Сараево наряду с мечетью и теологической школой (медресе) жилой и образовательный центр для дервишей (ханнеках). Согласно его пожеланию, глава центра должен был принадлежать к ордену Халвети. Вполне возможно, что сам Хусрев-бег тоже принадлежал к этому ордену. Другие центры Халвети были созданы в Травнике, Вышеграде, Рудо, Бьелине, Тузле, Конице, Благае, и Прусаце.
Кадирия - еще одно крупное дервишеское движение, получившее распространение в Боснии и Герцеговине. Оно было основано в XII веке в Багдаде известнейшим богословом и проповедником, представителем ханбалитского мазхаба Абд аль-Кадиром ал-Гилани (ал-Джилани) (1077-1166), которого почитали также как святого и чудотворца, что впоследствии привело некоторых адептов к его обожествлению. Некоторые последователи этого ордена присутствовали в Боснии вероятно с самого начала турецкого правления здесь, но текке этого ордена получили распространение лишь в XVI-XVII веках. Крупные центры ордена находились в Сараево, Травнике, Яйце и Зворнике.
В XVI веке в Боснии возникло специальное отделение ордена Мелами, известное как Хамзави Мелами, в честь своего основателя Хамзы Бали. Шейх Хамза родился в деревне Орловичи, в округе Зворника. Он прославился своим аскетизмом и религиозной преданностью. Тем не менее, он вступил в конфликт с верхушкой традиционного ислама и был осужден как еретик. Его казнили в Стамбуле в 1574 году, а орден Хамзави был запрещен.
Эти и другие дервишеские ордена сыграли важную роль в религиозном, общественном и культурном развитии мусульманского населения Боснии и Герцеговины. Многие из членов орденов были педагогами, писателями или морально-религиозными наставниками, оказавшими значительное влияние на развитие боснийского общества и его культуры.
Хотя дервишеские ордена были официально запрещены, а текке закрыты в Боснии и Герцеговине в 1952 году, все же исламский мистицизм и сами ордена так и не были до конца разгромлены. Наоборот, стиль жизни дервишей вновь стал возрождаться в Боснии и Герцеговине, и во всей Югославии в целом в начале 1970-х гг. К 1974 году исламские ордена в Югославии почувствовали себя настолько уверенно, что приняли решение о создании Альянса исламских дервишеских орденов Алийя в СФРЮ. В 1978 году название организации было изменено на Сообщество исламских дервишеских орденов Алийя. В организацию вошли 12 признанных дервишеских орденов. Они публиковали специальный Бюллетень в качестве своего официального голоса. Официальные мусульманские власти Югославии первоначально весьма настороженно отнеслись к этой параллельной структуре, но затем отношения между обеими сторонами удалось нормализовать. Считается, что в 1986 году в бывшей Югославии было около 50 тысяч последователей дервишей. Однако большинство из них составляли мусульмане албанского происхождения. Из существовавших в то время в Югославии 70 текке, 53 находились в Косово, 10 в Македонии и только 7 - в Боснии и Герцеговине.
Хотя большинство текке в Боснии и Герцеговине были уничтожены во время войны 1992-95 годов, интерес к суфизму среди боснийских мусульман растет весьма быстро. В последнее время возродились многие дервишеские ордена. Накшбандия, Кадирия и Халвети - среди наиболее популярных, в то время как другие (Бекташи, Мевлевие, Рифаийе, Меламийе и Нурийе) также восстанавливают свое присутствие в стране. Ряд ведущих боснийских политических деятелей присоединились в последнее время к растущим дервишеским движениям, особенно к Накшбандие. Некоторые из боснийских дервишеских групп находятся под идейным влиянием небоснийских шейхов, например, Назима Адиля эль-Хаккани с Кипра и др.
Источник: Chuvalo Ante Historical dictionary of Bosnia and Herzegovina. Second edition. Historical Dictionaries of Europe. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Toronto, Plymouth, 2007. 503 pp.
Перевод с английского - наш собственный.
ислам,
история религии,
Босния и Герцеговина,
Балканы,
дервиши