Jan 29, 2018 01:45
Одно из наиболее древних и развитых ремесел - металлургия и обработка металлов.
В древности и средневековье африканское железо было одним из важных предметов вывоза. Восточная Африка поставляла железо с территории современной Замбии и близлежащих районов на рынки Ближнего Востока и Индии. Африканское железо было в составе и знаменитых булатных сталей.
Наиболее древние непрерывные разработки руды долго сохранялись в современной Шабе (в бывшем Заире, ныне Демократической Республике Конго) и Замбии. Руду здесь разрабатывали открытым способом. Самыми примитивными плавильными печами были земляные ямы. Часто использовали в качестве печей термитники. Многие народы и сами делали плавильные печи, иногда значительных размеров. Так, в Гвинее известны печи до 3 метров высотой и такого же диаметра. Чаще же они, как у балуба, были высотой около 80 см и 30-50 см в диаметре. В отверстие в вершине печи засыпали руду, а у основания рыли небольшую яму, откуда из нижнего отверстия поступала спекшаяся руда. Здесь же устраивали костер. С противоположной стороны глиняная воронкообразная трубка соединяла плавильную печь с мехами. Чашечные кузнечные меха затягивали кожей козы или антилопы и приводили в движение с помощью деревянных палочек, прикрепленных к середине мехов. Такие же мехи использовали при ковке. Вкачестве топлива использовался древесный уголь. В течение многих веков мастера-металлурги обеспечивали таким образом потребности африканских народов в металлах. Но со временем, после появления европейцев и европейских металлических изделий традиционная металлургия сошла на нет.
Обработка металла - столь же древнее ремесло, как и его плавка. Вначале медь, железо и сплавы использовались лишь в качестве украшений, а также для изготовления культовых предметов. Между изделиями кузнецов древности и средневековья, безусловно, главное место занимают бронзовые изделия из Ифе и Бенина (Нигерия): ритуальные колокольцы, топоры, ножи из бронзы, скульптурные изображения людей и животных, пластины с барельефами. В Бенине почти вся бронзовая скульптура хранилась во дворце правителя, крышу которого венчали фигуры расправивших крылья птиц и змей, символов могущества правителя и его рода. Расцвет "дворцовой" школы Бенина приходится на период между XV и XVIII веками. Дворец был варварски разрушен во время бомбардировки Бенина в 1897 году, разграблен и все основные ценности вывезены в Европу. В собрании Британского музея хранится более 200 бронзовых пластин-барельефов.
На всем протяжении западного побережья Африки и Гвинейского залива расположены зоны литья мелкой пластики. Особенно хорошо известны работы по металлу народности ашанти (Гана). Их гирьки для взвешивания золотого песка представляют собой миниатюрные скульптурные группки, изображающие жанровые сценки по мотивам пословиц и поговорок.
Крупное литье Бенина и Ифе, мелкая пластика гвинейских народов выполнялись в технике "потерянного воска". На глиняной основе сначала делали модель с грубо намеченными основными деталями, затем наносился слой подогретого воска, на котором прорабатывались все детали (прическа, уши, украшения), болванка вновь покрывалась слоем глины, в котором сверху и снизу оставляли отверстия. Затем в отверстия лили расплавленный металл, который заполнял место растопляемого воска. После удаления верхнего слоя глины оставалось готовое полое внутри бронзовое изделие. Художник ножом сглаживал неровности и наносил гравировку и окончательную отделку.
Наряду с литьем в различных районах Африки была известна и ковка металлов. Там, где не было собственных рудных залежей, кузнецы использовали закупленные на стороне железо и медь. Так, древние металлурги Луба снабжали металлом почти всю Центральную Африку. Африканские кузнецы использовали простейшие инструменты: наковальню из камня или прочного металла, небольшие листовидные молоты, клещи и щипцы, которые нередко заменялись простыми деревянными палочками или дощечками. Такими несложными инструментами кузнецы Африки выполняли самые разнообразные изделия из металла: рабочие части мотыг, наконечники копий и стрел, лезвия топоров и ножей. Ювелиры делали из драгоценных и цветных металлов браслеты, кольца, шпильки для волос. Парадные ножи и топоры украшали узорами, выбитыми по металлу. Некоторые народы (балуба)умели вытягивать проволоку и инкрустировать ей деревянные части металлических изделий и лезвия парадных мечей. Кузнецы народов Центральной Африки (мангбету, бакуба) выковывали необычное оружие - многолопастные обоюдоострые метательные ножи.
В лесной зоне Африки (особенно у йоруба и в бассейне реки Конго) кузнечное ремесло было окружено уважением и даже преклонением, рабам было запрещено им заниматься. Более того, каждый претендент на трон верховного правителя должен был доказать свое умение кузнеца.
В то же время в Западном Судане, на территории бывших громадных государств Мали и Сонгаи, люди, выплавлявшие и обрабатывавшие металл, составляли низшую касту, их презирали и в то же время побаивались. У некоторых народов слова "кузнец" и "раб" оказывались близкородственными.
В отличие от металлургии, практически уже исчезнувшей, кузнечество, хотя и сдало свои позиции в современной Африке, все же сохранилось. Ныне уже немногочисленные кузнецы работают вдали от городских и промышленных центров, изготавливая из металлолома нехитрый сельскохозяйственный инвентарь. Лишь они да ювелиры, работающие в основном на потребу туристов, - остатки славного племени искуссных африканских мастеров обработки металлов.
Источник: Львова Э.С. Этнография Африки: учебное пособие. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1984, 248 с.
кузнечное дело,
обработка металлов,
этнография,
Африка,
металлургия