Столицы Африки. Бамако

Jan 06, 2018 02:34

Город Бамако - столица независимой Республики Мали с 1960 года, а до того столица колониального владения Французский Судан. На языке бамбара Бамако означает "заводь крокодилов" или "река крокодилов". Даже на гербе столицы изображены три этих пресмыкающихся.

Численность населения на нынешний момент - около 2 млн человек.

Ко времени прибытия французо в XIX веке, Бамако уже был многоэтничным поселением, возникшим как полновесный городок где-то между XV и XVII веками. Но и к XIX веку он являлся ничем большим, как небольшим населенным пунктом, окруженным круглой стеной из необоженного кирпича, но все же обладал определенным коммерческим значением, поскольку располагался на пересечении торговых путей. Путешественник Мунго Парк посетил Бамако дважды, в 1795 и 1805 годах, а другой не менее прославленный путешественник Рене Кайе упомянул Бамако в своей книге, изданной в 1830 году.

Во времена войн, которые в 1880-х годах французская армия под командованием генерала Галльяни вела против местных царьков, Бамако был выбран как место базирования на реке Нигер. Затем его стратегическое значение еще более усилилось. Договор, заключенный с вождем Тити Ниаре в 1883 году, предусматривал строительство военной крепости, которая быстро раскинулась вокруг города. Крепость была выстроена на правом берегу Нигера, а рядом с ней возникла так называемая "деревня свободы", анклав освобожденных заключенных, ставший для французской администрации резервуаром рабочей силы. Таким образом, с тех пор Бамако подвергся значительной реконструкции в соответствии с целями и запросами колониальных властей. С 1908 года Бамако стал столицей Французского Судана.

В первые два десятилетия ХХ века Бамако заметно вырос и в масштабе, и по численности населения в результате старанй двух генера-губернаторов, Трентиньяна и Клозеля. Большинство административных зданий были выстроены на одной площадке на холме Коулоуба в первом десятилетии ХХ века, а железнодорожная линия из Дакара была проведена в 1904 году. Коммерческие же здания, первые жилые кварталы для европейцев и образовательные учреждения были построены на нижележащей равнине. Ну а сама крепость фактически была уничтожена в 1903 году. Сам же ландшафт городского центра разрабатывался согласно требованиям плана развития города 1923 года, предусматривавшего создание сети главных улиц, рынка, публичных зданий, собора и зоопарка. Саму же реку Нигер приходилось пересекать на пароме до 1929 года, когда была построена погружная дамба в Котубу.

Районы, предназначенные для проживания европейцев, получили электричество и сервисы по очистке улиц в самом начале 1930-х годов.

В начале 1930-х в Бамако насчитывалось 20 000 жителей, и около 40 000 к 1945-му. Приток из сельской местности, начавшийся во время кризиса 1930-х годов, оказал большое влияние на столицу Французского Судана. Рост Бамако стал откровенно взрывным после Второй мировой войны, и город продолжал в срочном порядке обзаводиться модернизированной инфраструктурой, благодаря инвестициям Фонда экономического и социального развития. Однако рост города продолжал оставаться плохо контролируемым, и это во многом определило те перемены, которые произошли в 1950-х годах.

К тому времени, когда Мали сумела добиться независимости, в Бамако проживали уже около 100 000 человек, а городская инфраструктура была относительно слабой, несмотря на все предшествующие попытки ее развития. Да, в центральных районах, где жили в основном европейцы, были развитые сети электричества, канализации, а также вполне современные школы и больницы. В 1958 году было завершено строительство моста Винсента Ориоля, который внес заметный вклад в развитие правого берега Нигера.

Приход к власти Модибо Кейта в качестве президента независимой Мали (1960-1968) в значительной степени изменил ситуацию. Новый президент наладил отношения с коммунистическим блоком (хотя в то же время поддерживал связи с Францией), а сама Республика Мали присоединилась к Движению неприсоединения - эти политические ориентации также оказали воздействие на облик страны и ее столицы. В 1960-х годах Мали получила значительную материально-техническую и финансовую помощь от СССР, ОАР, КНР и Северной Кореи. В то же время новый режим проводил кампанию борьбы против миграции сельского населения в город, введя систему внутренних паспортов и организовав принудительное возвращение молодых крестьян в провинции.

Политика взаимодействия с бывшей колониальной державой, которая лишь усилилась после прихода к власти президента Мусы Траоре в 1968 году, продолжала предоставлять французам-жителям города важную роль в его развитии. Для Бамако были установлены значительные льготы и преимущества для развития всей городской системы, но с середины 1970-х годов началось сокращение городских инвестиций, совпавшее с резким ростом численности населения, достишего 800 000 человек в 1986 году, что еще больше усугубило проблемы, с которыми сталкивались наиболее бедные слои городского населения в условиях кризиса услуг и возможностей. Социальная напряженность нашла свое выражение в таких событиях, как восстание учеников средних школ в Бамако в 1979-80 годах и периодически вспыхивавшие в начале 1990-х студенческие волнения.

В 1980-е и 1990-е годы двусторонняя и многосторонняя помощь стала более разнообразной, хотя главные фонды по-прежнему исходили от США и Всемирного банка. В этот период особый упор был сделан на развитие пригородов, таких как Бадалабоугоуэ, расположенный на правом берегу Нигера.

Перенацеливание ресурсов на развитие таких вторичных поселений всячески поощрялось в рамках Городского проекта Мали, который воплощался в жизнь под руководством ООН с целью уравновесить преобладание столичного города.

Автор - Sophie Dulucq

Источник: Encyclopedia of African history. - Fitzroy Dearborn Taylor & Francis Group New York, NY, 2005, 1864pp.

Перевод с английского - наш собственный. :)

городское хозяйство, Африка, городская жизнь, Мали

Previous post Next post
Up