Jun 24, 2017 12:25
Социальная политика Второго Крымского краевого правительства свелась к введению пособий рабочим и служащим Севастопольского морского порта, прибавкам к жалованью и пенсиям служащим, материальной поддержке возвращающимся из плена - 5 тысяч рублей; такая же сумма - Таврической ученой архивной комиссии, на продовольствие и призрение семьям мобилизованных, 38 625 рублей - для улучшения водоснабжения Симферополя и Севастополя (помогло мало), 5 тысяч - жене адмирала А. В. Колчака, проживавшей в Севастополе, 10 тысяч - армянам, возвращавшимся на Кавказ, 113 100 - православному духовенству (священникам по 650, диаконам и псаломщикам - 325 рублей).
Совмин принял законы о страховании рабочих, о биржах труда, но помогло это мало. Министерство труда (П. С. Бобровский) опубликовало 27 февраля данные о безработице, собранные крымскими профсоюзами. Выглядели они так: безработных в союзе табачников (подчеркнем, что речь идет только о членах профсоюзов) - 90 %, сапожников - 90 %, металлистов - 90 %, деревообделочников - 90 %, портных - 80 %, строительных рабочих - 80 %, печатников - 20-22 %. По Симферополю безработица составляла не ниже 50 %, в целом по Крыму - 60 % .
Были восстановлены пенсионные кассы для народных учителей, проведен закон о явочном (вместо разрешительного) открытии частных школ, библиотек и читален. Финансировались музеи, общегосударственные лазареты и санатории. Правительство поддерживало работу Никитского ботанического сада, помологической станции в Симферополе, других аналогичных "научно-вспомогательных учреждений".
Краевой властью осуществлялись меры по защите лесов, сохранению виноградно-винодельческого хозяйства. 10 марта 1919 года Совет Министров принял решение организовать "в районе бывшей царской охоты... Крымский национальный заповедник и лесную биологическую при нем станцию".
Отменяется постановление правительства Сулькевича о крымском гражданстве и об ограничении в правах "иностранцев". Ликвидируется "бюро печати" (гражданская цензура). Принят закон о свободе собраний. Упраздняется созданный Сулькевичем Правительствующий сенат. 28 декабря Совмин отказался от внутренней стражи и передал вопросы организации теперь уже милиции городским самоуправлениям. (Вне городов сохранялась краевая стража.) 3 декабря было утверждено положение о выборах в Краевой сейм. Относительно свободно для периода войны может быть не более того - действовали политические партии (естественно, кроме большевиков и их союзников) и профсоюзы.
29 ноября 1918 года правительство С. С. Крыма приняло постановление о выборах гласных городских дум. Они производились по спискам от партий, общественных организаций и групп граждан. На выборах в Симферопольскую городскую думу 26 января 1919 года было представлено 12 списков, избрано 78 гласных: РСДРП(м) и Бунд получили 12 мест, блок эсеров, Трудовой народно-социалистической партии, "Единства", Дашнакцутюн и СЕРП - 11, Поалей-Цион - 3, "группа татарских избирателей" - 17, кадеты -21, сионисты - 4, "Общество домовладельцев и торгово-промышленного союза" - 3, "группа беспартийных избирателей" - 3, список "общего собрания крымчаков-евреев" - 3, "группа беспартийных татар" - 1 место.
Среди крымских социалистов все большую популярность приобретает пацифистский призыв: "Долой гражданскую войну!". Меньшевики, эсеры, слабеющие в организационном, финансовом и, главное, смысле массовости - что неизменно констатируется на их конференциях, теряют и единую нить поведения. Причем внутрипартийные разногласия принимали порой принципиальный характер.
К этому времени влияние эсеров - когда-то самой влиятельной политической силы - значительно уменьшилось. В отчетном письме Южному бюро партии Севастопольский комитет сообщал: "Наша организация количественно очень слаба. В Севастополе до 100-150 человек, в Симферополе - 50-60 чел, в других городах - 20-40 чел. Везде наблюдается резкий отход масс, реагируя на это, интеллигентская наша группа не левеет, наоборот, правеет, чем разрыв с рабочими усугубляется еще больше..."
С февраля внутренняя политика кабинета С. С. Крыма, как и предполагал В. Д. Набоков, делает резкий крен в сторону ужесточения. Решающую роль в этом сдвиге сыграли, пожалуй, позиция руководства Добровольческой армии и поведение ее офицерско-рядового состава.
Отношения Краевого правительства с Главнокомандованием Добровольческой армии были, казалось бы, урегулированы изначально и держались на двух китах: военная защита, помощь и невмешательство во внутренние дела Крыма. Войска добровольцев, вошедшие в Крым (весьма немногочисленные), встретили вполне доброжелательный прием. Правда, армейское командование изначально опасалось крымского сепаратизма, его пугали и широко декларируемые кабинетом С. С. Крыма идеи демократии. Армейской верхушке белых не нравились и самостоятельные контакты правительства в лице Винавера с командованием войск Антанты в Севастополе.
С начала декабря и для правительства, и для жителей Крыма в поведении Добрармии стали звучать тревожные ноты, не предвещающие ничего хорошего.
Так при "демократическом правительстве" в Крыму начал развертываться очередной виток террора, на сей раз - белого.
(Продолжение следует.)
Источник: (Серия "Проект "Украина") Вячеслав Зарубин Крым в годы смуты (1917-1921), изд-во "Фолио".
социальные конфликты,
Крым,
революция в России,
1919 г.