Что стоит за легендой о раскаленном медном быке. Часть 1

Jun 24, 2017 03:00

"...Вывели гетмана Наливайко и с ним Лебеду,Мазепу и Кизима на площадь и, объявив им, что они -де утеснители
веры христовой, посадили заживо в медного быка и жгли быка того малым огнем несколько часов, пока крики и стоны мучеников были слышны, а в конечном итоге тела замученных в том быке были сожжены до пепла. Такое жестокое и нечеловеческое варварство было придумано римским духовенством по правилам и практике
их священной инквизиции, а совершили его таким позорным образом вельможи польские", - читаем мы о насильственной смерти казацкого гетмана и его побратимов в "Истории Руссов", написанной
неизвестным автором в начале XIX века.

Было ли это в действительности, или описание жестокой казни казацкого вожака является всего-навсего творением человеческого воображения - легендой? Такой вопрос волновал не одно поколение ученых-историков, которые
в конце концов пришли к единственному заключению: да, Наливайко был казнен, хотя и не с помощью медного быка. Так благодаря каким обстоятельствам и откуда пришло это жуткое легендарное сказание на украинские земли, где до того знали разве что сказку о соломенном бычке? Прежде чем ответить на этот интригующий вопрос, обратимся
к образу человека, упоминавшегося в цитируемой выше легенде, - гетмана Наливайко.

Личность Семерия (раньше в литературе употреблялось имя Северин)Наливайко была окутана легендами еще при его жизни. Эта незаурядная в истории Украины личность, возглавив после гибели Криштофа Косинского казацкое войско, своими действиями заставила в конце XVI века вздрогнуть одно из самых могучих государств Центральной и Восточной Европы - Речь Посполитую. Отдавая должное способностям С. Наливайко как военно-политического деятеля, украинцы назвали его "царем Наливаєм", тем самым засвидетельствов свое стремление жить самостоятельной жизнью и иметь собственного вождя. Интересно также, что в течение долгих лет - вплоть до восстания под руководством Богдана Хмельницкого - поляки звали всех жителей Украины не иначе как "наливайковцами".

Немногие знают, что задолго до основоположников современной теории украинской самостоятельности Ю. Бачинского, М. Михновского и B. Липинского, казацкий гетман Наливайко теоретически обосновал
потребность создания казацкой республики, которая на то время могла существовать лишь под покровительством какого-нибудь из монарших дворов Европы. С. Наливайко был казацким гетманом лишьв течение одного 1596 г., но за этот короткий промежуток времени успел зарекомендовать себя не только как практик распространения казацкого строя на всей Украине, но и как выдающийся теоретик автономистского развития Войска Запорожского.

Родился будущий народный вожак в первой половине 60-х лет XVI ст. в небольшом подольском городке Гусятине. После смерти отца Семерия, который был мелким боярином, семья Наливайко переехала в Острог - там проживал и преподавал в местной Академии старший сын Демьян. В Острожской академии получил C. Наливайко прекрасное для того времени образование. Очевидно, что в стенах этого учебного заведения он ознакомился со многими трудами европейских авторов, которые касались разных сфер деятельности человека: политической, военной, духовной и др.

Реалии тогдашней жизни в Украине дали возможность молодому выпускнику Острожской академии использовать свои теоретические знания, в частности по теории военного дела, на практике. Сразу по завершении учебы С. Наливайко отправляется на Запорожскую Сечь и участвует во многих походах запорожцев.

Казацкая выучка закалила молодого украинца из Западного Подолья и превратила его в опытного, выносливого и проверенного в боях казака. В то время казачество считалось наилучшей школой рыцарства для благородной молодежи, поэтому тем, кто ее достойно выдерживал, впоследствии охотно предлагали разные административные
или военные посты. Именно таким образом мелкий боярин и полноправный казак Наливайко стал сотником надворного войска одного из влиятельных тогдашних магнатов, "некоронованного короля" Украины-Руси, князя Константина Острожского. Весной 1594 г. сотник Наливайко по поручению князя набирает для военной службы около
2,5 тысяч лиц. Эти будущие воины должны были защищать от татарских набегов Брацлавщину. Превращение такой большой и разношерстной массы людей в боеспособную военную единицу свидетельствовало о незаурядном
организаторском таланте Наливайко. Позже этот закаленный в многочисленных боях отряд, который сначала отметился в обороне юго-восточных границ Речи Посполитой, современники назвали элитным "полком Наливайко".

Одной из первых самостоятельных боевых операций С. Наливайко стал разведывательный рейд под его руководством в июне в 1594 г. к городку Парканы на Днестре и разгром этой турецкой крепости. В ходе рейда было нанесено поражение отборному турецкому чамбулу и захвачены несколько тысяч татарских коней. Через месяц, в июле
отряд Наливайка противодействовал татарскому вторжению в Западную Подолию. Воспользовавшись погоней за татарами, наливайковцы опустошили имения знати в Теребовле, Гусятине, Городце, Сатанове и
других городках Подольского, Руского и Брацлавского воеводств.

Захватив много оружия, коней и провианта, а также увеличив свое войско до четырех тысяч воинов, С. Наливайко отправляется в оккупированное турками Молдавское княжество. Здесь он штурмует одну из самых могучих турецких крепостей на Поднестровье - Тягин. Во время похода казаки сожгли г. Яссы, где захватили много
оружия (особенно ценными были пушки) и провианта, и, что важнее всего, повлияли на смещение с должности молдавского хозяина, который был турецким ставленником.

Военные таланты казацкого вожака С. Наливайко были замечены и монархами Центральной и Восточной Европы. В 1595 г. по приглашению венгерского короля Семерий во главе двухтысячного отряда воюет против турков в Венгрии. Это дает ему возможность пополнить свои знания по боевому искусству и с новыми силами взяться за внедрение казацкого уклада на землях, где проживали не только украинцы, но и православные белорусы.

(Продолжение следует.)

Источник: Горобец Виктор, Чухлиб Тарас НЕЗНАЙОМА КЛІО. Таємниці, казуси і курйози української історії.
Козацька доба. - Київ, видавництво "Наукова думка", 2004. 311 с.

Перевод с украинского - наш собственный.

Украина, ХVI век, персоналии, казаки

Previous post Next post
Up