Музыка - даже та ее часть, которую можно было услышать в самой гуще толпы, до которой с трудом пробивались даже первоклассные акустические системы, - была пределом желаний каждого, но и толпа сама по себе была удивительна. Макс Ясгур, которому достались самые большие аплодисменты, когда в воскресенье вышел на сцену, лучше всех подчеркнул это: "Вы - это самая большая группа людей, собравшихся в одно и то же время, и в одном и том же месте, и вы все доказали миру, что полмиллиона молодых людей могут собраться вместе ради веселья и музыки, и при этом не устроить ничего, кроме веселья и музыки".
Конечно, во время фестиваля были и свои проблемы - помимо вышеуказанных, еще и плохие дороги, царапины, ссадины, раны, употребление наркотиков рядом с фестивальными площадками, даже 4 смерти (двое слишком "обторчались" наркотиками, у одного случился перитонит, а еще один парень врезался в трактор), но эти смерти были символически уравновешены четырьмя младенцами, родившимися прямо на фестивальной площадке, а практически - чем-то таким, что было более значительным, чем просто отсутствие несчастий, а именно сознанием спонтанно возникшей и функционирующей "общины".
Вскоре после фестиваля в редакционной статье "Нью-Йорк Тайм" утверждалось, что фестиваль был "возмутительным событием" и задавался вопрос "Что же это за сорт культуры, если он может вызвать столь колосальный беспорядок?".
Но уже на следующий день, удивительно переменившись, газета решила, что фестиваль в Вудстоке был "удивительным примером чистоты. Его участники собрались, видимо, для того, чтобы создать свое собственное общество, повеселиться в том жизненном стиле, который стал их собственной Декларацией независимости". И это было действительно так - по крайней мере, на некоторое время понятие "Нация Вудстока" стало реальностью.
Как показали альбомы и фильм о Вудстоке, музыка тоже была реальностью, но в некотором смысле была оттеснена на второй план, приглушенная всей обстановкой и атмосферой фестиваля.
Однако среди самых устроителей дух Вудстока улетучился довольно быстро и партнерство, результатом которого стало одно из самых крупных шоу на всей планете Земля, потонуло в потоке ссор, угроз, взаимных обвинений и даже судебных исков. Интересным результатом спора о том, сколько же денег было сделано и на ком, был тот факт, что устроителям пришлось напечатать и предать гласности список всех артистов, участвовавших в фестивале, с указанием выплаченных им сумм. Суммы эти варьировались от 375 долларов, выплаченных малоизвестной группе Quill и до куда более крупных гонораров, выплаченных участвовавшим в фестивале наиболее популярным артистам страны.
Итак, вот он, тот самый пресловутый список.
******************************************************
18 000 долларов - группа "Джимми Хендрикс Экспериенс" (в действительности сам Хендрикс и кое-кто из его джеммеров);
-----------------------------------------------------------
15 000 долларов - группа "Кровь, пот и слезы";
-------------------------------------------------------------
10 000 долларов - Джоан Баэз, группа "Криденс Клиэрвотер Ривайвл";
----------------------------------------------------------------
7 500 долларов - "Джефферсон аирплейн", the Band, Дженис Джоплин;
------------------------------------------------------------------
7 000 долларов - "Слай энд фемили Стоун";
-------------------------------------------------------------------
6 500 долларов - "Кеннед Хит";
-------------------------------------------------------------------
6 250 долларов - the Who;
------------------------------------------------------------------
6 000 долларов - Ричи Хейвенс;
-------------------------------------------------------------------
5 000 долларов - Арло Гатри, "Кросби, Стиллз, Нэш и Янг";
-------------------------------------------------------------------
4 500 долларов - Рави Шанкар;
-------------------------------------------------------------------
3 750 долларов - Джонни Винтер;
---------------------------------------------------------------------
3 250 долларов - Ten Years After;
----------------------------------------------------------------------
2 500 долларов - Grateful Dead, Country Joe and the Fish
----------------------------------------------------------------------------
В этом списке (и вокруг него) таился целый ряд сюрпризов, в некоторых из которых отразились случайности
в расписании: в начале года, когда составлялись первые фестивальные прикидки, блюз-роковая группа "Кеннед Хит", ветеран рок-фестиваля в Монтерее, заимела еще один свой сингл в "топ 20", в то время как "Кросби, Стиллз, Нэш и Янг" вообще не успели еще сделать ни единой записи. В списке были также всего две женщины (вернее три, если считать еще Грейс Слик из "Джефферсон Аирплейн") и только трое негров, из которых никто не исполнял соул. Вдобавок, пропорция негров среди исполнителей была заметно выше, чем среди публики. Среди же тех, кто получил меньше 2 500 долларов за выступления на Вудстоке, но в конце концов пришли к весьма крупному успеху, наиболее яркими фигурами были Карлос Сантана и его группа, а также Джо Кокер.
(Продолжение следует.)
Автор: Джефри Стоукс, музыкальный журналист и критик (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.
Перевод с английского - наш собственный. :)
https://www.youtube.com/watch?v=CA-NPCq_Jd8&list=PL5jPQshWo8ryFVgGF2ddNsv5UL-CqakOB&index=17 https://www.youtube.com/watch?v=JmpJViVTVNs