Из львовской кофейной хроники. 1917 - 1939 гг. Часть 2

Sep 21, 2016 12:39

В начале 1923 года львовские кнайпы пережили весь шок экономической депрессии. В то время цены росли чуть ли не ежечасно. "Покупка чашки кофе в кондитерской или кафе - это подлинная финансовая катастрофа, - писала "Газета Львовска". - Ныне за черный кофе в кофейне Залевского просили 260 марок. Это тем более печально, что заведение является сборным пунктом представителей интеллигенции и артистической богемы, которым такие цены явно не по карману. В кофейне "Центральная" за бокал горилки просили 1000 марок, за пару колбасок - 1500".

В вагонах-ресторанах первое блюдо стоило 1500 марок, второе - 5000, весь обед 6000 марок.

"Вчера, - писала та же газета 24 января 1923 года, - чашка черного кофе, кофе с молоком или чая стоила в кофейнях 600 марок, кусочек сахара 30 марок, а в кофейне "Варшава" даже 50 марок, хотя в последнее время сахар дорожал не так резко, как другие продукты."

А уже 18 августа 1923 года чашка кофе в львовских кофейнях стоила 55 000 марок, булка - 1500, тогда как в магазинах самая дорогая булка стоила не больше 1100 марок.

В октябре 1923 года на 100% подорожало пиво. "Львовские пивовары стремятся получить за литр пива 48 000 марок. Возмущенные шинкари утверждают, что в других регионах пиво значительно дешевле. Это подрывает конкурентность знаменитого напитка. Собрание корпорации шинкарей выпустило энергичный протест против самовольного подорожания".

Магистрат решил вмешаться и за незаконное повышение цен оштрафовал на 15 000 марок владельца кофейни на Галицкой площади. За торговлю алкоголем в праздничные дни без разрешения владелец кофейни на улице Рутовского был оштрафован на 10 000 марок, а за то же самое владелец станционного ресторана в Подзамче - на 10 000 марок, а шинкарь Неманд с Городоцкой улицы - на 20 000 марок. За несоблюдение сантарных правил были закрыты 4 гостиницы.

Поскольку в вагонах-ресторанах цены были стабильными, то, естественно, появилась масса желающих пообедать именно там. Выгодным делом было даже купить билет третьего класса от Главного вокзала до Подзамче или наоборот и, пообедав, сойти. "В связи с частыми скандалами и недоразумениями между кондукторами и пассажирами по поводу занятия мест в ресторане с билетами III класса, - писала "Газета Львовска",- министерство железных дорог выпустило распоряжение, согласно с которым доступ с билетами третьего класса будет дозволен только во время серии обедов и ужинов (то есть в конкретные часы). Пассажиры должны будут иметь специальные значки, выданные проводниками вагона. Без такого значка прием пищи в вагоне ресторане будет считаться незаконным и караться штрафом".

25 мая 1923 года львовские газеты подняли бучу. "Смешные кары. За грязь в ресторанах оштрафованы шесть шинкарей на 140 марок каждый. Трудно понять благодушие властей, ибо с такими "наказаниями" мы скоро будем сидеть по уши в дерьме. В какой-то мере утешает лишь то, что за повторное нарушение у шинкарей могут отобрать лицензию".

30 декабря 1923 года. Установлены предельные цены на муку, выпечку, мясо, буженину, табак и некоторые другие продукты. Цены в кнайпах не должны превышать магазинные более чем на 20%.

Причиной введения этих ограничений было то, что власти стремились сдержать рост доллара и цен на продовольствие. Свобода торговли всячески урезалась, налоги и сборы достигли немыслимых величин, доллар рос, а марка, которая, собственно и находилась тогда в обиходе, катастрофически падала. Производители не желали продавать товары по низким ценам, а надеялись продать их на "черном рынке".

Все это привело к тому, что пышным цветом расцвела спекуляция валютой. Валютчики, кроме излюбленной улицы Легионов, стали прогуливаться также и по улицам Рейтана, Ризницкой и святого Станислава.

С 1 по 8 февраля 1931 года во Львове прошла Неделя трезвости. В рамках этой недели были проведены лекции о вреде общественных деятелей и священников о вреде алкоголя, по радио прозвучали передачи той же тематики, а в церквях и костелах состоялись молебны об отрезвлении народных масс.

Эта безалкогольная неделя принесла немало неприятностей владельцам львовских ресторанов и кафе. "Не в силах дождаться конца недели, мучающиеся от жажды львовяне рыскают по городу в поисках алкоголя, - писали газеты в те дни. - Минувшей ночью несколько заведений были ограблены. Наиболее сильно пострадал известный в Замарстинове ресторатор Эфроим Юнгман. Из подвала его заведения незваные гости вынесли 80 бутылок палестинского вина и 20 бутылок сливовицы - на общую сумму 1220 злотых".

Впрочем, особого эфекта Неделя трезвости так и не имела. Однако через несколько лет данный эксперимент решили повторить, и 14 августа 1936 года городские власти запретили продажу алкоголя в городе с 18 часов 14 августа до 15 часов 15 сентября. Также было запрещено по всему городу продавать и подавать в ресторанах и кафе легкоалкогольные напитки, меньше 4,5% алкоголя. Нарушителей ждал штраф, а при повторном нарушении - лишение лицензии на продажу алкоголя.

19 апреля 1936 года состоялось чрезвычайное собрание шинкарско-рестораторской корпорации, на котором было решено провести в сентябре во Львове общепольский съезд рестораторов и организовать кулинарную выставку к 180-летию создания корпорации. Главу корпорации советника Козела назначили председателем съезда. На заседании он решительно сложил с себя руководство корпорацией.После долгой дискуссии новым руководителем львовской корпорации был избран Станислав Боровский, владелец ресторана при отеле "Жорж".

А 10 сентября 1936 года во Львове начал свою работу Съезд рестораторов со всей Польши по случаю 240-летней годовщины создания Братства пропинаторов. В пышно украшенном зале заседаний городского совета собрались торжественно одетые делегаты съезда. За спиной председателя были размещены штандарты рестораторских цехов из всех крупных польских городов. Съезд открыл глава Комитета советник Козел, приветствовавший делегатов и гостей. После непродолжительной официальной части все участники съезда отправились осматривать новое здание и оборудование львовского акционерного общества пивоваров.

Автор - Юрий Винничук.

Источник: Винничук Ю. Кнайпы Львова. - Львов: ЛА "Пирамида", 2005.

Перевод с украинского - наш собственный!!!

общепит, жизнь и нравы, ХХ век, Львов, кафе и рестораны, История Украины

Previous post Next post
Up