Если заехать в город Слоним... Часть 2

Aug 07, 2016 18:46

...Когда в театр Огинского приезжал по контракту солист венецианского театра "Сан-Самуэле" Дж. Кампанучи, когда здесь работала примадонной знаменитая в свое время певица А. Давия де Бернуци - значит, они знали, что едут не в "медвежий угол", а туда, где их таланты оценят, где есть культурное окружение.

Окружение действительно было. И, может, именно поэтому в музыке знаменитого композитора Михала Клеофаса Огинского (кстати, известный белорусский ученый Адам Мальдис высказывает версию, что отец Михала Клеофаса происходил из старинного белорусского шляхетского рода, родоначальником которого был шляхтич Дмитрий Глушонок) звучат перепевы белорусских мелодий, а его произведения станут славой обоих народов. Среди них знаменитый полонез «Прощание с родиной», который часто исполняют артисты Беларуси.

Такими людьми, как Огинский действительно может гордиться каждый народ - двадцатипятилетним юношей он выполняет дипломатические поручения в Нидерландах и Англии, после принимает участие в восстании Тадеуша Костюшко, заявив Национальному совету, что "приносит в дар родине свое имущество, труд и жизнь". Около 20 лет, вернувшись сюда после восстания, он живет в имении Залесье под Сморгонью, покинув Беларусь только в 1822 году. А похоронен великий композитор во Флоренции, где и умер 15 октября 1833 года, оставив свой след в истории культуры двух народов.

Много чего здесь уже нет - нет дворца с его пышным «залом богинь» в стиле рококо, в который заглядывали экзотические деревья, прекрасно ухоженного сада - настолько прекрасного, что остались известными имена мастера парковой архитектуры Лерака и крепостного садовника Василия. Но есть канал, очертания пруда, есть великолепная музыка Михала Клеофаса, который из-за нее остался в истории (а не потому, что был депутатом сеймов, подскарбием литовским и даже петербургским сенатором). И про второго Огинского, гетмана, нам интересно узнать, например, что в свое время Екатерина II выдвигала его кандидатом в польские короли. Но свое имя он прославил, прежде всего, созданием оперного театра и Слонимской капеллы.

Служение культуре - наиболее благородное. И свидетельство этому - музей в Слониме, созданный в 1929 году энтузиастом, влюбленным в историю этого края. Несколько слов о нем.

Иосиф Стабровский был сыном капитана пехотного полка и родился здесь, в Слониме, в 1869 году. Окончил Полоцкий кадетский корпус, Московский археологический институт, Высшие археологические курсы при Самарском университете. Полковником встретил первую мировую войну.

Полковник - и археолог? Но желание не губить, а сохранять то, что создано человечеством, было сильнее. В 52 года он вернулся в Слоним, стал изучать его культуру, исследовать старинные курганы. Собранное во время этой работы решил объединить в музей.

Когда началась вторая мировая война, Стабровский спрятал от разрушения все что мог - музей и библиотеку. И может, от того, что жизнь его было посвящена цели высокой и светлой, прожил долго - одного года не дожил до века. До самого начала 1968 года заботился И. Стабровский о своих сокровищах - точнее, о сокровищах земли, на которой родился.

Посетите этот скромный краеведческий музей - в нем есть монетные коллекции, найденные на замчище вещи. Есть здесь голова идола, что когда-то сделали из ракушечника,- в конце улицы Гагарина (бывшая Альберцинская), в урочище Дубы, существовало языческое капище. Идол найден там, недалеко от древнего вала. Капищ на Беларуси было множество, они свидетельствуют, что наши предки ориентировались на восток, на солнце, преимущественно в самый длинный купальский день 22 июня. Купале, языческому богу, который дал название самому поэтическому и популярному празднику в Беларуси - Купаллю, были посвящены, как можно полагать, те древние капища, которые поддаются «расшифровке».

Костел святого Андрея стоит на площади Горького, ему больше 200 лет (построен в 1775 году). Его предшественник, который также стоял на этом месте, был сооружен на средства короля Казимира IV Ягеллончика, великого князя литовского в 1490 году, только он был деревянный и не сохранился. Нынешний храм, с его компактной, двухбашневой постройкой, с украшениями из лепнины и скульптурами святых Петра и Павла в нишах, с фресками внутри, амвоном в форме ладьи под парусом, декоративной росписью, картинами-фресками и другими элементами высокой художественной ценности - один из самых красивых в Беларуси, в плане же архитектурной ценности - один из интереснейших памятников позднего барокко. Было время, когда предполагали храм снести, но жители смогли этому помешать.

Рядом с костелом - госпиталь. Он также памятник второй половины XVIII века, только тогда его назначение было другим. На первых планах города он значился как собственность Огинского, и только позже - как госпиталь.
И хорошо, что эти здания сохранились во время всех лихолетий ХХ века.

..Там, где сегодня спешат на работу озабоченные жители, наши предки, одетые в красивые вышитые рубашки и бусы, пели песни, гадали и утром, взявшись за руки, шли на Щару встречать солнце. Впрочем, делают они это и сегодня, только в другом месте. А мы с вами еще раз посмотрим на музейные экспонаты. Здесь, в музее, есть фото человека, который не так давно тоже жил в Слониме. Иван Дорофеевич Миско - поэт Анатолий Иверс, который родился в 1912 году, пережил времена, когда Беларусь делили две соседние государства и белорусское слово несло опасность. Во время войны похоронил здесь, поблизости, на Петролевицкой горе, где расстреляна почти вся слонимская интеллигенция, свою жену, близких. Был партизанским связным, охранял памятники Слонимщины от вандалов нашего времени. Он писал прекрасные стихи. Сам же давно стал реликвией Слонимщины, символом борьбы за родную культуру...

(Продолжение следует.)

Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.

Перевод с беларусского.

Беларусь, Европа, история культуры

Previous post Next post
Up