Белорус на краю света

Jul 24, 2016 11:51

В старинной литературе описывался обряд "дядькованья": в знатных семьях старшего сына отдавали на несколько лет на воспитание в крестьянскую семью, чтобы вырос неизбалованным, узнал цену хлеба и полюбил свою землю. Это не красивая легенда - обряд существовал, во всяком случае, шляхтич Карл Пекарский, потеряв жену, своего старшего сына Эдуарда, родившегося в 1858 году, отдал на воспитание крестьянам. Позже, правда, объясняли это не столько приверженностью традициям, как бедностью семьи.

Потом мальчика взяла к себе тетя. Она жила в скромном домике в Минске. Жила тем, что выращивала в саду и огороде, да еще сдавала подвал на постой солдатам. Так что шляхетский сын Эдуард вырос во вполне демократической среде... К тому же тетя рассказывала ему о восстании Кастуся Калиновского, давала читать поэмы Адама Мицкевича, а когда молилась, пропускала словапрошения о здоровье русского царя. Понятно, какие установки возникли у мальчика.

Затем его отправили учиться в Мозырскую гимназию, а жил он в свободное время в усадьбе Барбарово двоюродного деда Ромуальда Пекарского. Жилось гимназисту там несладко, жена деда все время упрекала того, что тратится на мальчишку. Когда Мозырскую гимназию превратили в шестилетку, Эдуард доучивался в Минске, затем вместе с несколькими одноклассниками перевелся в Таганрогскую гимназию, где назначили директора с хорошей репутацией.

В Таганрог юный Эдуард Пекарский приехал уже с явными революционными задатками. Но подпольщиков рано или поздно арестовывают... Самое неприятное, что в предательстве заподозрили Пекарского. Это так поразило Эдуарда, что он уезжает из Таганрога в Чернигов. Здесь становится участником кружка В. Варзара, помимо учебы в гимназии, устраивается в сапожную мастерскую и ведет пропагандистскую работу. А в гимназии распространяет нелегальные издания. В общем, гимназист из него получился не очень. Хотя в математике способности обнаружил выдающиеся.

Эдуард поступил в Харьковский ветеринарный институт и стал участвовать в кружке Дмитрия Буцинского. Бывает так, что против неугодных профессоров студенты бунтуют. Пекарский с друзьями воюет с преподавателем сравнительной анатомии Журавским. Выливалось это в бойкоты лекций, митинги, вплоть до банальных потасовок. Разумеется, под все подводилась политическая подкладка. Бунтовщиков стали арестовывать. Пекарский стал нелегалом. На какое-то время устраивается писарем в Княже-Богородицкое управление Тамбовского уезда, затем перебирается в Смоленскую губернию, затем - в Москву. Здесь молодого революционера выслеживают и арестовывают.

12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил "государственного преступника" Э. Пекарского вместе с лицами, имевшими отношение к убийству агента полиции Н. Рейнштейна, к 15 годам каторжных работ. "Принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние" Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение "в отдаленные места Сибири с лишением всех прав состояния".

Так Пекарский оказался в Якутии. Тогда 23-летнему парню, наверное, казалось, что жизнь кончена. C весны пришлось браться за непривычную работу: ссыльному выделили кусок земли, который он должен был обрабатывать. Пришлось учиться косить траву, пахать, сеять. Вскоре у Пекарского было уже четыре коровы, бык, пара телят, конь... Эдуард построил дом из обтесанных бревен. Но Эдуард Пекарский также хотел занять работой - настоящей, тяжелой - и свой ум. Он стал учить якутский язык, его увлек местный фольклор, заворожили песни. В одной из статей Эдуард Пекарский прочитал, что в якутском языке всего три тысячи слов. Но он понимал, что это не так, язык значительно богаче. И начал работу по составлению словаря. Этот огромный труд занял 45 лет. Часто приходилось писать на обрывках бумаги, на оборотных сторонах использованных листов. Даже свечек не было - долгую зиму он вынужден был читать и писать при огне печурки. Но этот тяжелый труд был и спасительным.

Однажды революционер Эдуард Пекарский познакомился с необычной личностью - православным священником Димитрианом Поповым. Тот тоже составлял словарь якутского языка. На момент их знакомства отец Димитриан собрал более тысячи слов, в то время как Пекарский успел записать только четыре сотни. Отец Димитриан передал молодому человеку все свои наработки и впоследствии помогал с материалами.

Пекарскому стали помогать в сборе материалов и другие ссыльные. В 1896 году он в соавторстве с Асмоловским написал свою первую статью "Якутский род до и после прихода русских". Статья была, как ни странно, достаточно верноподданническая: в ней доказывалось, что вхождение в Российскую империю было благотворным для якутов. На публикацию обратил внимание петербургский губернатор, заинтересовались власти и словарем, составленным ссыльным. Лингвист-самоучка наладил связь с Восточно-Сибирским отделом Географического общества и выслал туда первую редакцию своего словаря, в котором было около 20 тысяч слов и много фольклорных записей. В 1898 году его словарь был издан на средства сибирского золотопромышленника А. Сибирякова, то есть «классового врага».

Затем ему разрешили вернуться в европейскую часть империи - правда, не в столичные города. Но ученый пишет отцу: "Ранее окончания печатания словаря мне нечего и думать о возвращении на родину, если даже и будет получено на то разрешение, ибо нельзя бросить работу, на которую потрачено тринадцать лет лучшей поры жизни".

Пекарскому разрешают поселиться в Якутске, от Академии наук он получает не очень большую ежегодную стипендию в 400 рублей. Эдуард служит в канцелярии окружного суда, заведует библиотекой читальней, входит в совет сельскохозяйственного общества. В 1902 году после съезда якутской интеллигенции именно Пекарский готовит к печати его материалы.

Только в 1905 году по ходатайству Академии наук с Эдуарда Пекарского снимают ограничение в переездах и он оказывается в Петербурге. Здесь бывшего ссыльного устраивают в этнографический отдел Русского музея, затем - в музей антропологии и этнографии при Академии наук. Пекарский продолжает работу над якутским словарем, выходят новые его редакции, а также восемь выпусков трехтомного издания «Образцы народной литературы якутов». Ученый получает Золотую медаль Русского географического общества. Он ратует за создание школ на якутском языке, утверждает, что якутская культура богата и самобытна.

В Беларусь Пекарский вернулся в 1906 году. Повидался с родней, устроил бедствующего брата Осипа на работу в акцизное ведомство. Когда-то от опасного родственника открещивались, теперь он мог благодетельствовать. Вновь Пекарский решил поехать в Белоруссию только в 1924 году, захотел навестить имение деда Барбарово. Но эта поездка из-за огромной занятости ученого не удалась.

«Отец якутской литературы», член-корреспондент Академии наук СССР, белорус из Игуменского уезда Эдуард Пекарский умер в 1934 году и похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Автор: Людмила Рублевская.

Источник: книга Людмилы Рублевской "Рыцари и дамы Беларуси" (Минск, 2013 г.).

Якутия, лингвистика, Беларусь, ХХ век, персоналии

Previous post Next post
Up