РОК: единая группа или непрерывный джем-сейшен?

Jul 19, 2016 17:30

Да, Битлз стали, пожалуй, еще более знамениты из-за своего самого известного в истории рок-музыки распада, но но их примеру в дальнейшем последовали и многие менее именитые рок-группы.

Вероятно существует столько же причин для распада, сколько и самих групп - ведь никогда нельзя предотвратить личные ссоры и трения, - но с этой позиции в 1960-е годы понятие "музыкальные различия" стало чем-то большим, чем просто отговоркой пресс-агента, ведь сам рок-рынок весьма расширился и также расширились подходы к музыке. Хотя практически все что угодно спетое или сыгранное кем-либо, кто причислял себя к славной когорте рок-музыкантов, считалось роком, все же такая казалось бы широко открытая природа стиля должна была притягивать музыкантов с различными подходами к музыке, но не всегда это получалось...

Вообще некоторые музыканты даже начинали доказывать, что сама идея групп с четким и постоянным составом безнадежно устаревает. Особенно увлекался этим Фрэнк Заппа, наговоривший много слов о пользе более широких объединений рок-музыкантов. Например, в интервью для журнала "Роллинг Стоун" он выдвинул идею музыкантов, собирающихся вместе только ради одного концерта. Согласно его мысли, не должно было быть репетиций (а также ни гастролей, ни менеджеров), а только спонтанный, одноразовый джем-сейшен... Когда первый опыт такого рода Super Session, с участием Эла Купера ( из группы "Кровь, пот и слезы"), Майкла Блумфилда (группа "Electric Flag") и Стива Стилза, стал бестселлером, то сама идея Заппы завоевала некоторую временную популярность.

То, что затем подобные акции происходили только спорадически (например, Grape Jam, пикники в честь 4июля Вилли Нельсона, Концерт для Бангладеш), было все-таки связано с самолюбиями музыкантов, но в основном с экономикой существования группы, когда она становится популярной настолько, что ее пластинки начинают активно расходиться. Этот императив основы означал, что "супергруппы" (то есть группы типа "Blind Face" Клептона/Винвуда, в которой известность музыкантов была достаточной, чтобы гарантировать заметные тиражи дебютного альбома) были также замкнуты и насторожены, как и отношение самой музыкальной индустрии к затеям Заппы. В общем, сам факт, что эта рок-община фактически не состоялась, был менее важен, чем то, что многие поверили в саму ВОЗМОЖНОСТЬ ее создания.

Автор: Джефри Стоукс, музыкальный журналист и критик (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.
Перевод с английского - наш собственный. :)

1960-е годы, рок-культура, рок-музыка, контркультура

Previous post Next post
Up