Jun 05, 2016 02:44
Возможно, Станислав Август вспоминал друга своей ранней молодости, с которым воспитывался вместе в Волчине (нынешняя Брестская область), Антония Тизенгауза, бывшего своего министра, надворного литовского подскарбия. Последнему в смысле памяти потомков-гродненцев повезло больше, чем этому королю: во всех путеводителях и описаниях города упоминаются построенные им дома и мануфактуры, а также два поселка, которые возникли в результате его грандиозной деятельности,- Лососно и Городница.
За пятнадцать лет этот человек построил в Гродно и поселках двадцать три мануфактуры, на которых изготавливались ткани и кружева, ковры и пояса, стекло и кареты - они расходились по всей Речи Посполитой. Сегодня на главной улице Гродно еще стоят дома, возведенные им для рабочих и ремесленников. Но этот человек, который так хотел сделать из Гродно новую Голландию, действовал варварскими и самоуправными методами, возвращая на барщину уже освобожденных от ее людей, отбирая детей у родителей, чтобы насильно делать из них нужных специалистов. С самим же Тизенгаузом обошлись так же круто и по-варварски: когда по указу короля, злобно настроенного против своего бывшего друга, который задел и интересы магнатов, его сняли с должности, то вели себя с подскарьием как с государственным преступником и даже судили его - хотя и чуть позже. А во время секвестра его имущества этому некогда самому могущественному в Гродно человеку пришлось прятаться в бывшей иезуитской коллегии.
Мы осмотрим район Городницы чуть позже, а сейчас нужно осмотреть храмы, которые густо лепились вокруг исторической части города и были в свое время основой его оборонительного комплекса.
Конечно, многие из них не сохранились - церкви Воскресенская, Николаевская, Симоновская, Троицкая, Честного креста... Не сохранилась ратуша с торговыми рядами, уничтожен уже в самые последние времена костел Фара Витовта...
И все это было здесь, недалеко от замков. Да, часть бывшего великолепия еще можно увидеть: остались фарный, бернардинский, францисканский, бригитский и другие храмы, при которых были и монастыри. Но, уходя с моста между двумя замками, мы, взглянув на водонапорные башни, построенные в конце XIX-начале XX века (неподалеку от них некогда находился знаменитый Рыбный рынок), постоим немного возле бывшего Гродненского монастыря василианок, построенного в 1720-1751 гг. в стиле барокко. Василиане - униатский орден, и поэтому в XVIII веке, когда униатами была подавляющая часть населения Великого княжества Литовского (Беларуси), монастырь и его храм пользовались большим уважением.
...В 70-80-ых годах, когда здесь создавался Республиканский музей атеизма и истории религии, можно было видеть груды тонких женских косточек - когда-то женщин, которые решили посвятить себя Богу, после смерти хоронили здесь же, в монастыре. С останками в музее обращались очень бережно - как раз возвращались времена, когда к каждой человеческой жизни, как и к его праху, начинали относиться с уважением. Много усилий, чтобы собрать здесь экспонаты для музея, приложил писатель Алексей Карпюк, его первый директор... Хотелось бы, чтобы его имя сохранилось, как сохранилось имя архитектора И. Фонтана, который строил здание монастыря. В комплексе монастыря - церковь Рождества Богородицы, часовня, дом игуменьи, хозяйственные пристройки. Не сохранилась Гродненская Пречистенская церковь, но остатки ее красноречиво говорят о высокой художественной ценности, как и разнообразная плитка, обнаруженная на территории монастыря.
А дальше через улицу Замковую пойдем на площадь. Но сначала остановимся у дома № 16 и, войдя во двор, посмотрим этот красивый дом, лепнину растительных гирлянд, окна с оригинальными росписями. Стиль дома - классицизм, но нам интересно смотреть на этот дом как на обычное жилье, которое украшали для себя, чтобы было уютно и хорошо на душе. Здесь, на улице Замковой, особенно вечером, царит тишина, и кажется, что дамы переговариваются между собой. В общем каждый дом интересный - и можно часами рассматривать кованные узоры на балконах, дверях, старинные арки, которые были в свое время неприступными, потому что не так просто было пробить толстые дубовые двери. Сейчас во двор можно заходить свободно, видеть, как там медленно идет своя жизнь - но нас ждет площадь.
С двух сторон ее как бы замыкают величественные постройки - бывший костел иезуитов (фарный) и бернардинский. Точнее, это не только костелы - это также целые комплексы, каждый из которых имеет свою оригинальную архитектуру и историю.
Монастырь и костел бернардинцев и по сегодняшний день составляют самый большой и целостный комплекс, и именно они, высоко возвышающиеся над Неманом и городом, придают силуэту Гродно неповторимость и прелесть. Четырехярусная башня - колокольня, что расположилась между костелом и монастырем, сам костел - трехнефная шестиколонная базилика, в которой сочетаются стили готики, ренессанса и барокко, и оригинальный монастырский корпус выглядят как одно целое. Стоит зайти в костел: глаз радуется высокохудожественной резьбе по дереву, скульптурам, фресковой живописи которые появились в XVIII веке (сам костел и монастырь строились на протяжении двух веков, с XVI по XVIII). Конечно же, это наложило свой отпечаток на вид костела - сколько раз за это время менялись как политическая ситуация, так и архитектурный стиль! Год начала строительства - 1595 - был годом перед церковной унией 1596 года в Бресте, на которую по-разному смотрели жители Великого княжества Литовского: одни, надеясь, что униатство станет национальной религией белорусов, дав им наконец-то религиозную целостность; другие видели в ней средство слияния в одно двух народов, каждый из которых имел и до сих пор имеет свои яркие особенности, но на что, видимо, надеяться было напрасно; третьи - яростно выступали за целостность православия и подозревали в унии только средство для дальнейшего уничтожения самобытности большой белорусско-литовского государства. И здесь, в этих стенах, тоже бурлили страсти. Спорят и сегодня - будет ли в Беларуси свой, белорусский, костел? Ростки былого - в сегодняшнем времени.
(Продолжение следует.)
Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.
Перевод с беларусского - наш собственный!!!
история архитектуры,
Гродно,
Беларусь,
Великое княжество Литовское,
история Европы