Jun 01, 2016 02:05
Мы уже говорили, что конец 1960-х годов стал в США сердитым временем. Курьезно, но проводником, через который вся эта злоба выплеснулась наружу из сознания многих американцев стал университетски образованный, влюбленный в поэзию сенатор от штата Миннесота Юджин Маккарти. В 1968 году этот политический деятель согласился стать кандидатом в президенты от демократов, выдвинув при этом явно антивоенную программу, ведь как известно, в то время американские войска увязли в вооруженном конфликте в джунглях Вьетнама. Когда же на первичных выборах в штате Нью-Гэмпшир стало ясно, что сенатор не добирает нужного количества голосов, то ветеран-активист Аллард Ловенштейн отправился в большую поездку по стране под лозунгом "Свалим Джонсона!", посещая университетские кампусы по всему северо-востоку США и агитируя студентов приехать в Нью-Гэмпшир, чтобы принять участие в предвыборной кампании Маккарти.
Так же, как и в 1964 году, когда Ловенштейн проводил первое "Лето свободы", ответом стал массовый энузиазм и тысячи студентов, выдвинувших задорный лозунг "Ради Джина долой волос длинный!", обстригли свои патлы, обрезали фенечки, надели приличную одежду и устремились в Нью-Гэмпшир.
Практичски за какие-то несколько дней эти молодые люди кардинальным образом изменили весь дух и характер предвыборной кампании, превратив ее в нечто вроде высоко духовного молодежного крестового похода. Интересно, что их действия получили неожиданную поддержку у населения штата - многие сотни жителей Нью-Гэмпшира, от разноязыких бостонцев до немногословных янки из городков на севере штата, предоставили ночлег молодым добровольцам, а десятки тысяч человек открывали двери своих квартир и домов, чтобы выслушать доводы искренних молодых агитаторов.
В общем, в результате шока от такой кампании и от ленивого самодовольства местных проджонсоновских сил Маккарти и его молодежная армия сумели выставить президента страны не в самом лучшем свете и наглядно продемонстрировать его моральную уязвимость. Вскоре после нью-гэмпширских первичных выборов Линдон Джонсон объявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на второй срок.
Увы, вскоре после этой победы ситуация начала меняться в худшую сторону. Сенатор Роберт Кеннеди также выставил свою кандидатуру, расколов тем самым антивоенное движение, а достаточно либеральный вице-президент Хьюберт Хамфри завернулся в потрепанное знамя Джонсона, объединив вокруг себя определенную часть умеренных демократов. Вся эта баталия между тремя претендентами неожиданно завершилась в Калифорнии, когда Кеннеди пал жертвой убийства (официально считается, что его совершил араб-христианин, эмигрант из Палестины, в знак протеста против произральской политики Кеннеди) в ночь самой важной своей победы.
Вскоре после этого многие из голосовавших за Кеннеди постепенно начали склоняться в сторону Хамфри. Ряд акций, проведенных сенатором Джорджем Макговерном, уменьшили этот поток, но по мере приближения общенационального съезда Демократической партии в Чикаго все больше и больше начинало казаться, что партийное руководство начинает поворачиваться спиной к выступающим против войны во Вьетнаме. В одних случаях спонтанно, а в других - в ответ на призывы радикалов с восточного побережья, массы молодых людей начали прибывать в Чикаго для организации и проведения акций протеста.
Сан-Францискские рок-группы, несмотря на многочисленные просьбы, в Чикаго так и не приехали, а журнал Rolling Stone, выразил сильный скептицизм относительно всей этой идеи и затеи. Ну а чикагские полицейские и городские власти практически сразу заняли жесткую позицию - мэр Чикаго Ричард Дж. Дейли, например, дал ясно понять, что не потерпит всей этой "чернухи" с протестами. А затем произошло "усмирение". Можно сказать, что в те дни, с 25 по 28 августа 1968 года, многие молодые идеалисты потеряли свою общественно-политическую невинность вместе с зубами...
Миллионы американцев видели это все на экранах своих ТВ, миллионы слышали, как один из сенаторов укорял полицию за "приемы гестапо" ( а те, кто умел читать по губам, видели, как тот же Ричард Дейли кричал ему в ответ "Мотай отсюда, еврейская морда"). Когда же все эти картины привели лишь к тому, что большинство американцев одобрило увиденное на экранах, то активисты и вожаки - увы, несколько поздно для своих побитых и окровавленных сторонников - также потеряли свои иллюзии. Изрядная часть поколения, пытавшегося проложить свой путь в политическую систему Америки, необратимо изменилась. Часть впала в цинизм и, по словам Вольтера, "принялась возделывать свои собственные огороды". Другие, наоборот, радикализировались. Короче говоря, очень многие молодые американцы, по крайней мере на время, отстранились от общественно-политической жизни, превратились во внутренних изгнанников в собственной стране.
Автор: Джефри Стоукс, музыкальный журналист и критик (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.
Перевод с английского - наш собственный. :)
общественные протесты,
1960-е годы,
социальные конфликты,
США,
контркультура