Несвиж. Часть 3

May 17, 2016 12:33

Вообще городу Несвижу повезло - разрушительная рука новых коммунистических властей не сразу дотянулась сюда, но и, дотянувшись, не нашла времени "очистить" центральную площадь от торговых рядов XVII-XVIII веков, как сделано это было в Гродно. Сохранилась ратуша - свидетельство, что город имел магдебургское право. Сохранились и торговые ряды.

...Можно представить, как в 1562 году по этим улицам ходил гуманист и просветитель, деятель Реформации XVI века Симон Будный, который вместе со своими единомышленниками - несвижским наместником М. Кавячинским и проповедником Л. Крышковским основал здесь типографию. По решению ЮНЕСКО дата его смерти - 1593 год - отмечалась через 400 лет уже на мировом уровне.

Книги, которые издавал здесь Симон Будный, были также написаны и по-белорусски, поэтому этого человека считают в Беларуси продолжателем дела великого Скорины - первопечатника славянских народов. Симон Будный - один из основателей научной критики Библии, его идеи оказали значительное влияние на развитие европейского рационализма. В апреле 1564 года послал письмо швейцарскому теологу Г. Булингеру, который жил в Цюрихе, и в этом письме выражал сомнения в правдивости христианского догмата Троицы. Его можно было бы назвать "белорусским Вольтером".

Правда, свой перевод Нового завета и произведения "Про две сущности Христа" и "Против крещения детей" Симон Будный издал в недалеком Лоске, живя уже не у Радзивиллов, а у магнатов Кишек, но именно типография в Несвиже была для него, скорее всего, самой дорогой - здесь жили его друзья, продолжатели его дела, она была первой на Беларуси действительно белорусской типографией... не зря здесь, неподалеку от ратуши, стоит теперь памятник этому виднейшему деятелю своего века - недалеко и от бывшей типографии, где сегодня работает "районка"...

Эта ратуша была построена в 1586 году, после переезда С. Будного, но хочется верить, что он приезжал сюда перед своей смертью и ходил по ее новеньким ступеням и по залу магистрата на втором этаже, где проходили различные торжества и театральные постановки...

Архитектор Дж. Мария Бернардони оставил после себя и еще одно чудесное сооружение - костел. Этот костел иезуитов также был поврежден войнами, как и весь ансамбль иезуитского коллегиума, но пережил и пожары, и огонь, и человеческое забвение.

Здесь хоронили Радзивиллов, внизу стоят гробы с их останками, и местный ксендз поэтично расскажет вам про каждое захоронение и про того, кто лежит в нем. А вверху, на главном алтаре, желто-коричневым и фиолетово-красным отсвечивает «Тайная вечеря», написанная в 1753 году художником К. Д. Геским. В Несвижском костеле, где бывает многолюдно только на большие праздники, хорошо стоять на вечерней службе и слушать орган, а после долго всматриваться в лица фресок и скульптур. С левой стороны их несколько. Вот этот, из цветного мрамора, семнадцатилетний сын Н. Сиротки, что умер в Болонье, в Италии. Еще один сын, который умер младенцем - и между ними, в одежде пилигрима, сам Сиротка, а надпись внизу на латыни говорит, что перед лицом смерти каждый не рыцарь, а только пилигрим-странник. Вот эта красавица на колонне чуть ли не сама Барбара Радзивилл, только изображена она в костюме более поздней эпохи... Но какая разница - она все равно осталась здесь, в Несвиже, где дух ее вызвал когда-то влюбленный король. Фигуры святых здесь тоже какие-то мягкие, как бы приглушенные цветом и временем, и хорошо вплетается в общий стиль мемориальная доска белорусско-польскому поэту Владиславу Сырокомлю, который здесь учился, работал в канцелярии и так любил окрестности Мира и Несвижа, что писал о них всю жизнь, чтобы узнал цивилизованный мир о славе предков и величии этой земли...

В том же XVI веке, которое не зря называют золотым веком белорусской культуры, был построен и монастырь бенедиктинок, и жилой монастырский корпус с костелом, а также монастырь бернардинцев с его жилым корпусом - памятником архитектуры барокко. Эти сооружения архитектору и любителю архитектуры интересно наблюдать с точки зрения того, как местные традиции вплетались в замыслы приезжих мастеров, как композиционно решена та или иная застройка - а мы просто посмотрим на высоченные купола и нацеленные ввысь кресты...

И представим тех, чьи немногие имена сохранились в документах (органист Ян Зубрицкий, картограф Томаш Маковский, который гравировал первую точную карту Великого княжества Литовского), и чьи не сохранились, но жизни которых прошли в этих стенах в поисках высшего, чем давала им светскую жизнь, смысла человеческого существования. Все они вроде бы еще здесь - молодые девушки, которые навеки стали монахинями-бенедиктинками и молились за погрязшее в грехах человечество, мужчины - те, кто достигал высот в сфере человеческого духа... Все здесь было рядом - тихая жизнь монастырей и пышные магнатские развлечения; первые на Беларуси печатные книги, которые тогда казались чудом,- и бойкая торговля иноземных купцов, которые любили заезжать в Несвиж.

Здесь, в городе, до 1760 года работала фабрика знаменитых "перских пасов", которые стали известными как слуцкие пояса, потому что фабрику эту позже перевели в Слуцк. Реестры рассказывают, какого цвета были несвижские пояса, сколько они стоили. Мы находим сведения о том, что на некоторые из них уходило до 200 граммов золота и 4 лотов (лот - 12,8 грамма) серебра, что каждый шляхтич считал свой костюм неполным без такого украшения - но все эти изделия, пояса, разошлись по миру, и в Несвиже пока нет ни одного с тех давних времен, как нет ничего из того, чем он был славен,- ткачества, кожаных изделий, полотна...

Чем больше ходишь по городу, осматриваешь его достопримечательные места, проходишь сквозь узенькие древние Слуцкие ворота - тем больше задумываешься и о судьбе потомков Радзивиллов, разбросанных по миру, и про портреты, которые, похищенные и вывезенные отсюда завоевателями, еще, может, отыщутся где-то в будущем. В Беларуси Несвиж - один из немногих уголков, которые дают представление о средневековом магнатском городе с его высокой культурой и открытостью европейским нормам жизни, а также связями с Европой и ее городами. Не только магнаты ездили в Германию, Италию, другие страны - оттуда тоже приезжали и работали здесь иностранцы: французские балетмейстеры Л. Мацье, А. Пуцини, художники из Германии, мастера из Чехии.

Тихие улочки, приветливые жители, красивые парки и сам замок с его росписями, кафелем и столовой черного дерева оставляют незабываемое впечатление у всех, кто приезжает в Несвиж - старинный город Радзивиллов.

Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.

Перевод с беларусского - наш собственный!!!

История Европы, Несвиж, Беларусь, история культуры

Previous post Next post
Up