Apr 18, 2016 10:59
В истории культуры XVI века остался и оршанский староста Ф. Кмита-Чернобыльский, который вел переписку с королем и государственными лицами княжества - эта переписка носит явные признаки таланта и содержит богатый жизненный материал того времени.
В 1620 году Орша получила магдебургское право, ее герб: в голубом поле золотой полумесяц, между рогами которого серебряный крест. В дальнейшем же история Орши развивалась в соответствии с политической ситуацией, что проявилось и в архитектуре: если в 1604 году был основан иезуитский коллегиум, то в 1623 году - Кутеинский Богоявленский православный монастырь. Эта невидимая граница была очень чувствительной для культуры. Именно религиозное противостояние привело к тому, что в Москву переехали резчики, которые создали там изумительные образцы искусства, печатники, которые перевезли в Валдайский Иверский монастырь знаменитую типографию, открытую в Кутеинском монастыре.
Монастырь этот сейчас реставрируется и по сути именно он может дать представление об архитектуре того времени, хотя главный центр книгопечатания - Богоявленский собор - не сохранился (в нем было, по описанию, 38 очень оригинальных настенных фресок, но он сгорел в 1885 году).
В первой половине XVII века именно здесь, в монастыре, находился самый крупный в Беларуси центр кириллического книгопечатания. Его на деньги могилевского мецената Богдана Сцаткевича открыл уроженец Могилевщины Спиридон Соболь и выпустил здесь несколько книг, в том числе и учебные «Часословец» и «Букварь», по которым занимались в школах белорусские, русские и украинские дети.
Это был самоотверженный человек, который заботился об открытии школ, переводов на многие языки. Известно, что он хотел открыть типографию и в Москве, а также учить там детей греческому языку и латыни, однако получил отказ, потому что был заподозрен в униатстве. Позже типографию возглавил игумен монастыря, и до 1654 года было выдано около 20 названий книг, которые расходились в Беларуси, Украине, в России.
Некоторое время при этом монастыре жил белорусский церковный и политический деятель, писатель Афанасий Филиппович - монах, затем игумен Симеоновского монастыря в Бресте. Он известен своими пламенными выступлениями против унии, статьями и книгами. Выслан в Киево-Печерский монастырь, был расстрелян по обвинению в помощи казакам Б. Хмельницкого.
В эти же годы, в первой половине XVII века, на территории монастыря возведена Святодуховская церковь. Ее очертания - прямоугольник с присоединенной пятигранной апсидой, двухъярусная башня-колокольня и небольшая ризница. Когда-то здесь был резной иконостас в шесть ярусов и фрески работы мастера Григория.
О том, какою была здесь художественная резьба на иконостасе, мы можем судить по тем образцам, что сохранились в Московском Кремле - именно там работали эти мастера. В Воскресенском дворце есть изумительная резьба - на бирюзовым фоне расположены накладные резные детали - позолоченные, покрытые цветными лаками: по золоту - красным, по серебру - зеленым. Живописный слой, наложенный на золотую или серебряную основу, блестит, как цветная эмаль, и это сочетается с самими деталями резьбы. Известны имена оршанских резчиков - Ипполит и старец Арсений, Осип Андреев и Андрей Федоров, которые работали в Кремле.
Вообще монастырский комплекс - памятник архитектуры белорусского барокко. Здесь располагались здания трапезной, келий духовного училища.
Интересно, что с этим монастырем связаны и пещеры на окраине города, в урочище "Дубки", где также жили монахи - по крайней мере, в кельях-пещерах найдены небольшие печки, светильники. Довольно большие, пещеры эти в более поздние времена были заброшены, но ходы вели и на окраину города, и это, при непрерывных войнах, которые проходили по оршанской земле, не случайно - нужно было искать убежища под землей. Возможно, в будущем пещеры будут открыты для посетителей и много чего интересного расскажут о жизни оршанских монахов.
Другие монахи, которые жили в Орше - иезуиты,- тоже оставили после себя память - рукописный сборник "Оршанский кодекс", где помещены драмы с интермедиями, которые ставились в духовном училище и школьном театре, что существовал здесь с 1610 по 1703 год. В общем, Беларусь вносила свой вклад - и немалый - в развитие общеевропейской театральной и музыкальной цивилизации. Развитию культуры способствовали и многочисленные школы при монастырях. Стоит только назвать храмы, которые принадлежали разным орденом, чтобы понять широкую палитру религиозной жизни на Беларуси в те времена: деревянная церковь Ильи Пророка (1505), монастырь бернардинцев (1636), василианок (1642), доминиканцев (1649-1650), францисканцев (1680), тринитариев (1714), мариявиток (XVIII век), церкви Вознесения (1757), Иоанна Богослова (1790)... Все эти храмы были в разные времена разрушены, пропали летописи, архивы... Только в 1812 годубыл найден рукописный памятник XIII века - Оршанское Евангелие, где, помимо ценности самого текста, имеются редкие памятники живописи: миниатюры, художественные заставки и инициалы. Оно находится сейчас в Центральной научной библиотеке АН Украины.
От монастыря василианок, построенного во второй половине XVIII века, остался жилой дом, который стоит в центре Орши на правом берегу реки Оршанки, имеет черты барокко и раннего классицизма. Построен в галерейном стиле. С 1832 года принадлежал Покровскому православному монастырю, сейчас просто жилой дом.
На левом берегу Днепра стоит церковь Ильи Пророка, построенная на месте деревянной в 1880 году. Крестово-купольный храм имеет черты псевдорусского стиля с его кокошниками, лукообразными головками, что не характерно для архитектуры Беларуси.
В Орше родился белорусский писатель, творчество которого оказало огромное влияние на современное Возрождение. Это - Владимир Короткевич. Его романы "Колосья под серпом твоим", "Черный замок Ольшанский", "Христос приземлился в Гродно" и другие и сегодня формируют национальное сознание белорусов, преодолевая трагический разрыв между двумя соседними культурами, двумя религиями. В Орше его именем названа улица, есть небольшой музей.
Из современных предприятий в городе работает льнозавод, продукция которого идет во многие страны мира. Здесь, на севере Беларуси, растет высококачественный лен, цветы которого стали поэтическим символом земли. Льну посвящены многие песни, поговорки, предания. Здесь, на комбинате, ткут интересные скатерти, салфетки, полотнища. Когда-то проводили долгие зимние вечера, и в каждом доме были кросно, прялка, челноки - все то, что сегодня находится в этнографических музеях. Правда, художественное ткачество сегодня снова восстанавливается на Беларуси, как возрождаются многие древние народные ремесла - гончарство, резьба, плетение соломки.
Здесь на домах много памятных досок, посвященных событиям минувшей войны. Они как бы перекликаются со многочисленными курганами на территории города и района. Например, за 2,5 км от Оршанского городища на левом берегу Днепра в урочище «Дубки» находится аж 30 курганов. Так что в Орше - богатая многовековая история, которая еще ждет своих подлинных исследователей.
Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.
Перевод с беларусского - наш собственный!!!
История Европы,
история архитектуры,
Беларусь,
средние века