Турция в XIX - ХХ веках. Часть 15

Apr 17, 2016 13:03

ИТОГИ ТАНЗИМАТА

Вполне уместно поставить вопрос: "А каковы были последствия реформ танзимата в экономике?" К каким социально-экономическим итогам пришло огромное государство к началу XX века?

Исследователи экономической истории Турции подчеркивают, что как и в политике, так и в сфере экономики, в торговле, в финансах реформы в известной мере "направлялись" Западом, примером чему служит принятие и действие торгового соглашения 1838 г. империи с Англией. Некоторые историки считают, что снятие в соответствии с этим соглашением торговых ограничений облегчило проникновение на османские рынки иностранной фабричной продукции, поскольку соглашение не учитывало условий, в которых находилась экономика империи. В первой половине столетия реформисты попытались противостоять европейским странам, боровшимся за османские рынки, и создали в стране предприятия, обеспечивавшие нужды государства, однако эти меры большого успеха не получили, и с 1860-х годов власти отказались от этой борьбы.

Речь идет о государственных, прежде всего текстильных, мануфактурах в связи с нуждами армии и дворца. Считается, что они были "самыми крупными промышленными предприятиями в 40-е годы XIX в.». Для их обеспечения квалифицированными кадрами было открыто техническое училище. Из Европы было завезено необходимое для этих предприятий оборудование и приглашены технические специалисты. Общее число занятых на фабриках - османских подданных - армян, греков, евреев, болгар и турок составляло примерно 5 тыс. человек. Самое большое отличие от европейских предприятий состояло в том, что продукция османских предназначалась для поставок не на рынок, которого не было, а в распоряжение государства - армии, бюрократических структур, дворца.

Османская бюрократия, безусловно, испытывая в XIX в. колоссальное давление догоняющего развития, одновременно пыталась наладить в империи и местную предпринимательскую деятельность, но в это время уже в условиях полузависимости ей было не справиться с западными конкурентами.

В эпоху танзимата была сделана попытка наладить систему государственного пенсионного обеспечения чиновников и военных. Она стала основываться на принципе регулярных двухпроцентных отчислений из жалованья в так называемые пенсионные кассы, учреждаемые по европейскому образцу.

В своих социально-экономических мероприятиях конца XIX в. государство все чаще и в широких масштабах прибегало к такому посреднику, каким был иностранный капитал, что особенно ярко проявилось в учреждении банков, строительстве железных дорог и муниципальных предприятий в крупных городах страны. В результате иностранный капитал превратился в фактического хозяина этой экономики, если не всей, то, по крайней мере, тех ее сфер, где формировался капиталистический сектор.

XIX век показал, что промышленная революция в странах Европы негативно сказалась на состоянии турецкой традиционной экономики и что государство, проводя реформы, не смогло обеспечить начавшуюся интеграцию в приемлемой форме. В результате османская экономика превратилась в периферийную часть мирового капиталистического хозяйства, функционируя в нём в качестве потребителя промышленной и производителя сельскохозяйственной продукции.

К концу XIX в. очевидной стала беспомощность власти и поверхностность характера ее реформ; та форма европеизации, которую они принесли, обернулась ростом национально-освободительного движения в нетурецких регионах государства. Османизм, как его представляли фирманы и другие обещания, оказался нежизнеспособным. На этой почве расширялось вмешательство великих держав, заканчивавшееся крупными военными неудачами - территориальными потерями (Румынии, Болгарии, части Сербии, Боснии-Герцеговины, Крита, Кипра, Туниса) и финансово-экономической зависимостью.

Разумеется, остановить прогресс общества было невозможно, ростки прогресса, которые олицетворяла деятельность конституционалистов - новых османов, их сподвижников, продолжателей дали всходы, несмотря на карательные меры власти. Разумеется, они носили конспиративный характер, могли достаточно открыто заявлять о себе лишь в эмиграции, главным образом в странах Европы, частично - в Египте.

Продолжателем дела новых османов, конституционалистов стала новая организация Единение и Прогресс. Она стала действовать и внутри страны, и за рубежом. Первоначально это была небольшая тайная группа учащихся Военно-медицинского училища в Стамбуле, затем ее тайные ячейки появились в других высших школах Стамбула и Румелии (Европейской Турции), были установлены контакты с близкими по целям организациями, возникшими к тому времени в Европе. Одна из ветвей возникшего движения появилась и в Харбие -Военной академии. В ней, кстати, проучился в 1899-1902 гг. будущий лидер республиканской Турции Мустафа Кемаль. Молодой лейтенант получил военное образование и усвоил одновременно чувства патриотизма и свободы, дух протеста против деспотического режима.

(Продолжение следует.)

Источник: Киреев Н. Г. - История Турции. XX век - М.: Крафт, ИВ РАН, 2007.

ХIХ век, Турция, социальные конфликты, модернизация в странах Азии

Previous post Next post
Up