Mar 24, 2016 01:40
Интересно, что предки беларусов хорошо понимали значение печатного слова, и этому мастерству исподволь учились от них восточные соседи. От предков беларусов же взяли московиты образцы изразцов, резьбы, каменного зодчества. До сих пор в Коломенском под Москвой впечатляют резные украшения иконостаса, сделанные мастером Климом Михайловым и другими белорусами. В Москву переехали (вместе с типографией) монахи Кутеинского монастыря из Орши. Причина была в конфликтах на вроде бы религиозной почве, но страдала культура. Хрупкие страницы летописи из библиотеки Софийского собора горели сначала во время нападения на Полоцк московского царя Ивана Грозного, после сюда пришло войско царя Петра - и произошло то же самое. Симеон Полоцкий прожил до 1680 года - но не узнал, как жестоко обошелся царь с его родной Полоччиной, которой он посвятил столько стихов и приветственных слов.
Если Полоцкий Богоявленский монастырь связан с именем Симеона Полоцкого, то Полоцкий иезуитский коллегиум, который был самым большим в Беларуси монастырским комплексом иезуитов, носит отпечаток деятельности одного из самых энергичных деятелей Польши Петра Скарги (Павенского). Петр Скарга был одним из инициаторов и пропагандистов идей Брестской унии 1596 года, его борьба с реформаторами способствовала появлению на Беларуси иезуитских коллегий. Здесь, в Полоцке, именно его стараниями поднялся ввысь иезуитский костел, возникла академия, которую он первоначально возглавил ( в основном же его деятельность в последние годы переместилась в центр Княжества - Вильно, а затем - в Краков, где он в 1588 году стал придворным проповедником короля Сигизмунда III Вазы).
После первого раздела Речи Посполитой именно здесь, по Западной Двине, прошла государственная граница. Город был буквально разделен на две части: основная отошла к России, Задвинский район остался за Речью Посполитой.
Новая застройка города, его перепланировка учитывали уже иную политическую ситуацию: иезуитский монастырь был перестроен в кадетский корпус и в кафедральный Николаевский собор, появились так называемые "казенные" здания, где расположилась приезжая администрация.
От обширной застройки сохранились лишь несколько отдельных корпусов, домик Петра I, построенный в конце XVII века (ныне ул. Ленина, 33), в основном с чертами барокко, от времен второго завоевателя, Ивана Грозного,- огромные валы. Жилые дома, что сохранились частично по улицам Горького, Замковой, на площади Ленина, имеют также смешанные черты - классицизма и барокко и дают представление о том, как выглядели улицы Полоцка в XVII-XVIII веках. А город был богатый и красивый, с давними традициями торговли и культуры.
Немного фантазии - и можно представить себе по летописях и день 23 марта 1270 года, как раз на неделе Великого поста, когда утром, около половины девятого, началось затмение солнца, и все, купцы и покупатели - немцы, балты, полочане, смотрели на небо и, видимо, думали о своих грехах, а после поспешили в церкви. Для гостей работали здесь и их собственные, иной веры храмы...
Не все было гладко в условиях торговли. Грамоты доносят до нас жалобы как рижан, так и полочан, а в 1406 году великий князь Витовт даже требовал от рижских купцов, чтобы они покинули Полоцк в течение четырех недель - и заставил магистра ливонских крестоносцев заплатить за убытки, сделанные рижанами. Интересно читать перечень товаров, которые сюда привозились: сукно, орехи, коренья, гвоздика, шафран, фиги и изюм... Вывозили же - воск, кожухи собольи, а также паташ и деготь.
Западная Двина течет, как и столетия назад. Даже ее мощным волнам не дано было смыть слова, которые когда-то выбил на нескольких громадных валунах в XII веке полоцкий князь Борис, в то время как рассыпались в щебень многие славные постройки этого самого древнего города Беларуси. "Господи, помоги рабу своему Борису" - эти слова повторялись на пяти сегодня известных нам камнях - а может, их было и больше? Борис Всеславич - сын Всеслава Чародея, и, если отец его больше обращался, видимо, к таинственным силам природы, то сын его - к Богу. Разная судьба постигла эти камни, которые за столько веков имели даже свои имена. Некоторые камни не сохранились, перевезли в Москву камень с надписью "Сулибор крест" (сейчас он находится в музее-заповеднике "Коломенское"). Рядом с городским поселком Друя, в месте впадения реки Друйки в Двину, находится еще один Борисов камень без названия.
В полоцком регионе сохранились традиции Всеслава Чародея:даже и сейчас, через столько веков в каждом районе можно в приницпе отыскать гадалку или деда-ведуна. Чего только не делают! И приворожат доброго молодца, и в воде покажут девушке злую соперницу, и снимут укус змеи цветными камешками и неизвестными науке средствами. Сама автор не раз с этим встречалась и, как и современные ученые, ничего не может объяснить, а только засвидетельствовать - такое живет, есть и, наверное, будет, какие бы чудеса ни производила современная наука...
Недавно умер дедушка Алесь из Полоцкого района, который, как и знаменитая Ванга, "работал" с сахаром - этот кусочек сахара надо было перед приездом положить под подушку на ночь. И, подержав белый кусочек в старческих узловатых руках, дед точно рассказывал прошлое и что-то советовал на будущее, а еще говорил, что и как надо лечить. Почему о них, таких знахарях, так мало известно? Эти люди не любят рассказывать про свои способности, и много усилий нужно, чтобы разрешили приехать и чтобы приняли, хотя в последние годы с этим легче. А тогда, еще лет 30 -35 назад, могли так "ввалить" этому деду, что десятому заказал бы...
Когда-то на Полоччине было много языческих капищ. До сих пор среди языческих обычаев вспоминается праздник Волоса (бога Велеса), который отмечают на масленичной неделе и во время которого нужно объездить молодых бычков и лошадей, осмотреть скотину, вкусно ее накормить и вообще оказать ей внимание, ведь Велес - бог домашних животных и любит, чтобы его ценили. Припевы к песням, которые исполняются в это время, также напоминают о богиню любви - Ладу: "Ой, лада моя, лада!".
Вера в камни сохранилось у белорусов, как и у других северных народов. Какие-то отголоски преданий о пресловутом камне из Ирландии, который вскрикивал, когда под ним проходил тот, кто становился после королем, ощущаются в белорусской легенде о Дажбоговом камне. Он был положен в угол фундамента дома и стал сырым, стал "плакать", так что начал гнить дом. А после попросил владельца дома, чтобы его отвезли обратно. И тот - повез в густой лес на полянке, где камень лежал издревле...
(Продолжение следует.)
Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.
Перевод с беларусского.
История Европы,
Беларусь,
Полоцк,
история культуры