Путешествие как часть учебного процесса в старинной Европе

Mar 18, 2016 01:53

В старину в Европе было принято переходить из одного университета в другой (как в раннем Средневековье переходили из монастыря в монастырь)и переезжать из города в город, восполняя пробелы в своем образовании, ведь знания можно было получить только изустно, от преподавателя, или из книг, а их в ту пору было мало. Странствующие студенты как раз и переносили с собой книги, идеи, познания, которыми делились друг с другом, благо у всего научного мира был один общий язык - латынь.

Тот же Эразм Роттердамский, став студентом в 25 лет, исколесил всю Европу, неоднократно бывал во Франции, Англии, Базеле и посетил несколько итальянских городов, не говоря уже о голландских. Путешествовали и наставники школяров. Например, Иоанн Дунс Скот преподавал сначала в Оксфорде, потом в Париже, а скончался в Кельне; Фома Аквинский (1125-1294) преодолел 11 тысяч километров пешком или верхом на осле, от Кельна до Неаполя через Париж; Андреас Везалий (1514-1564) начал учебу в Испанских Нидерландах, продолжил в Париже и Монпелье, вернулся в Леуварден, докторский колпак получил в Базеле, а потом преподавал в Падуе.

Так выткалась паутина личных связей между университетами и учеными, ставшая кровеносной системой интеллектуальной жизни Европы. Не случайно в Средние века, да и в эпоху Возрождения, одни и те же художественные течения (романский стиль, готика и т. д.) одновременно возникали в разных регионах.

* * *
Подготовлено по книге Е. В. Глаголевой "Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения" (М., "Молодая гвардия", 2014 г.)

история образования, История Европы, средние века

Previous post Next post
Up