Mar 18, 2016 01:53
В старину в Европе было принято переходить из одного университета в другой (как в раннем Средневековье переходили из монастыря в монастырь)и переезжать из города в город, восполняя пробелы в своем образовании, ведь знания можно было получить только изустно, от преподавателя, или из книг, а их в ту пору было мало. Странствующие студенты как раз и переносили с собой книги, идеи, познания, которыми делились друг с другом, благо у всего научного мира был один общий язык - латынь.
Тот же Эразм Роттердамский, став студентом в 25 лет, исколесил всю Европу, неоднократно бывал во Франции, Англии, Базеле и посетил несколько итальянских городов, не говоря уже о голландских. Путешествовали и наставники школяров. Например, Иоанн Дунс Скот преподавал сначала в Оксфорде, потом в Париже, а скончался в Кельне; Фома Аквинский (1125-1294) преодолел 11 тысяч километров пешком или верхом на осле, от Кельна до Неаполя через Париж; Андреас Везалий (1514-1564) начал учебу в Испанских Нидерландах, продолжил в Париже и Монпелье, вернулся в Леуварден, докторский колпак получил в Базеле, а потом преподавал в Падуе.
Так выткалась паутина личных связей между университетами и учеными, ставшая кровеносной системой интеллектуальной жизни Европы. Не случайно в Средние века, да и в эпоху Возрождения, одни и те же художественные течения (романский стиль, готика и т. д.) одновременно возникали в разных регионах.
* * *
Подготовлено по книге Е. В. Глаголевой "Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения" (М., "Молодая гвардия", 2014 г.)
история образования,
История Европы,
средние века