Mar 05, 2016 20:18
История итальянских евреев имеет свои "белые пятна" и вопросы, на которые трудно дать четкий ответ. К примеру, есть ли евреи на Сардинии?
Сардинское прошлое вообще изобилует загадками: сегодня, к примеру, не совсем ясно, кто именно населял Сардинию до римского завоевания, хотя можно предположить, что скорее всего обитатели острова ничем не походили ни на римлян, ни на другие народы Апеннинского полуострова.
Зато мы с точностью можем сказать, когда на Сардинии появилась первая организованная группа евреев: в 19 году новой эры. Причем "организовались" они отнюдь не корысти ради, но волею выславшего их из города Рима императора Тиберия. Было их четыре тысячи. Чем они провинились - сказать трудно, но вряд ли чем-то из ряда вон выходящим. Во всяком случае, на древнеримскую "Колыму", каковой считались земли нынешней Румынии или берега Рейна, их не отправили. И в рабство не продали, как продавали преступников в целях перевоспитания посредством, так сказать, интенсивной трудотерапии… Ничего такого не было - просто предписали убыть на Сардинию (вроде как на 101-й километр, на поселение). С этих-то четырех тысяч и началась община поселения, а впоследствии - город Кальяри. И лет триста они пользовались всеми правами и привилегиями (и обязанностями, разумеется) римских граждан.
Продолжаться долго такое, конечно же, не могло, и в первой половине IV века государственной религией империи стало христианство. Дабы очистить нравы от прежней скверны, вскоре стали вводить ограничения против тех, кто не пошел общим путем.
В самом конце VI века - вроде бы вполне уже просвещенного - некий еврей, едва принявши крещение, пришел в такой экстаз, что спокойно лицезреть вокруг себя "врагов Христовых" оказался ну просто не в состоянии. И призвал толпу новых единоверцев сокрушить синагогу в Кальяри. Сокрушить-то, правда, не сокрушили, но осквернить сумели.
И все же до настоящего Средневековья было еще довольно далеко: и Папа Григорий I приказал городским властям выплатить еврейской общине компенсацию. Через сто лет эта синагога сгорела во время большого пожара.
Вплоть до тринадцатого столетия отношения евреев с окружающим населением были довольно ровными, хотя и братскими их назвать сложно. Одну часть острова (Арборею) евреи даже совсем покинули по причине кровавых столкновений с тамошними христианами (не погромов, подчеркиваем, а столкновений).
Как это ни парадоксально, но когда остров перешел в XIV веке под власть королевства Арагон, что на Пиренейском полуострове, евреи получили дополнительные привилегии: той единой Испании, которая появилась на политической карте Европы в конце XV столетия, еще не существовало... И число евреев стало увеличиваться - они переселялись сюда из Барселоны и с Мальорки. Особенно же процветала община Альгеро, коммерсанты и банкиры которой финансировали самого короля. Но сколько веревочке ни виться...
Одновременно с образованием единого королевства Испания кардинально сменила ориентацию - от терпимости до полной нетерпимости. С середины XV века начали вводиться унизительные ограничения. Обувь, например, разрешалось носить исключительно черного цвета. Не коснулось это лишь общины Альгеро - более того, она получила разрешение расширить свою синагогу, а потом и поместить на ее фасаде королевский герб.
А весной 1492 года был издан указ испанского короля Фердинанда об изгнании с острова всех евреев, не принявших крещения. Большая часть их покинула остров обычным, сефардским, путем. Некоторые - особенно богатые и знатные - перешли в католичество. Синагоги же были превращены в церкви.
И больше на Сардинии никаких еврейских общин никогда не было. Хотя евреи, судя по всему, были: кого же еще, в соответствии с итальянским законом от 1931 года, могли приписать к общине Рима?
* * *
Источник: Минц Л. М. Блистательный Химьяр и плиссировка юбок. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 272 с. - (История. География. Этнография.).
История Европы,
межнациональные отношения,
евреи,
Италия