Mar 03, 2016 02:09
Для праздничных гуляний в Москве было отведено несколько мест и, в частности, Сокольники, Девичье поле, под стенами Новодевичьего монастыря, Марьина Роща и др. Помимо Масленицы, Вербного воскресенья, гулянья проводились также и 1 мая. Обычай выезжать в этот день на природу был перенят у немцев во времена Петра I.
Б. И. Чичерин в своих "Воспоминаниях", касаясь московской жизни середины века, писал: "1 мая - пикник в Сокольниках, куда ездили все самые нарядные московские дамы. На Масленице - утренние балы в Дворянском Собрании. Танцы с утра до 12 ночи. На пост - карточные вечера..."
Простой московский люд десятками тысяч собирался на гулянья на Воробьевых горах, за Краснопресненской Заставой, под Новинским - это между Новинским бульваром и Москвой-рекой. Бульвар возник в 1877 году - тогда здесь были посажены липы.
Проводились гулянья и на Девичьем поле. Представьте молодые деревца у стен Новодевичьего монастыря, палатки, сараи и два балагана, над которыми развеваются флажки. Все эти сараи и балаганы срублены на скорую руку, кое-как, без малейшего желания казаться красивыми. На афише, зовущей в балаган, изображена женщина, держащая на каждой груди по большой гире. В конце века в каком-нибудь балагане можно было увидеть выступление негра Тома Чарлея. Он глотал на глазах публики горящую паклю, битое стекло, пожирал живьем голубей, кур и кроликов. Возле балаганов, на деревянных грубых столах, под зонтами и без, стояли самовары, лежали булки, бублики и крендели, а в небо стремились, привязанные, к чему придется, связки воздушных шаров.
Любили москвичи, особенно купцы, и гулянье в Сокольниках, катание на лошадях здесь было неторопливое. Коляски следовали одна за другой, а интервалы между ними были такие маленькие, что лошади задней коляски срывали зубами цветы со шляпок дам, едущих впереди. Порой лошадиная морда просовывалась и между сидящими впереди парочками. Потом уж стали делать интервалы побольше. В одном из отдаленных мест парка устраивались кулачные бои "в одиночку". На одной из полян дымили сотни самоварных труб. В середине XIX века люди уже приезжали сюда со своими самоварами. Разносчики предлагали гуляющим мороженое, печенье, малиновый квас, апельсины. Славился здесь тогда исполнитель народных песен Осип Кольцов со своим хором.
И не верилось, что еще в конце XVIII века на этом месте был заповедный лес, тянувшийся до Мытищ, рубить и даже расчищать от завалов который не разрешалось. В начале XIX века император Александр I отклонил проект вырубки части деревьев для коммерческих нужд, предпочтя общественную пользу от леса выгодам казны. И все-таки уже в 1820-е годы деревья стали вырубать, начали строить дачи, прокладывать просеки и пр. Ну а к концу XIX века толпы отдыхающих москвичей разогнали живших в том лесу зверей и птиц и превратили Сокольники в место массовых гуляний со всеми вытекающими отсюда последствиями, что дало одному из газетных репортеров основание острить по поводу жившего на даче попугая и утверждать, что благодаря общению с народом попугай научился распевать разухабистые песни, кричать "караул!", свистеть, как полицейский, и материться.
В Марьиной Роще гуляли больше фабричные, мастеровые. Еще в середине XIX века в ней было два трактира: "Цыганский" - в нем пели цыгане, и другой, в котором пели несколько участников известного в прошлом Александровского хора. Хор так назывался в честь его основателя, купца Александрова, который очень любил русские народные песни. Привлекали на гулянье простых людей качели и карусели. Москвичи их очень любили и всегда толпились возле них. Помимо простых, были еще перекидные качели. В них, под девичий визг, гуляющие взлетали, сидя в ящиках, на воздух, как в чертовом колесе.
Немало народа в такие дни болталось и в центре города. В Вербное воскресенье, например, площадь перед Большим театром пестрела палатками из грязного и рваного холста. Среди прочего, продавали в них изделия из рогов: подсвечники, вазы для цветов, чарки. Мальчишки торговали "морскими жителями" в колбах с водой, называя их "анжанерами". Воздушные шары продавались не только круглые и продолговатые. Были и такие, которые по своей форме напоминали фигуру человека.
В Вербное воскресенье толпился народ и на Красной площади. Здесь торговали вербой и стояли торговые ряды - палатки с навесами из холста. Эти ряды убрали с площади в 1888 году.
Источник: Г. В. Андреевский Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX - ХХ веков. М.: "Молодая гвардия", 2009 г.
ХIХ век,
История Москвы,
жизнь и нравы