Feb 17, 2016 13:27
НАЛОГИ И ФИНАНСЫ В ЭПОХУ ВТОРОГО ТАНЗИМАТА
О неэффективности многих положений танзимата можно судить по состоянию основы финансового благополучия государства и его возможностей на путях самостоятельной модернизации - налоговой системы. Многие историки подчеркивают, что налоги в ту пору
использовались непроизводительно, направлялись не в сферы материального производства, а большая их часть шла на содержание султанского двора, государственной администрации и армии, а также на удовлетворение нужд феодальной верхушки. Со второй половины XIX века значительная часть налогов попадала в руки европейских государств.
Имеются данные, что до конца века и даже позже старые налоги в большинстве своем оставались основными, в том числе десятина (ашар), на скот (агнам), таможенный налог. Оставались и внутренние таможенные сборы, продолжала действовать откупная система. В те годы национальная предпринимательская прослойка оставалась немногочисленной и неспособной решать задачи "догоняющего развития".
Львиная доля расходов государства приходилась на содержание власти. Жалованье верхушки турецкой бюрократии в период танзимата было чрезвычайно высоким. Ряд историков указыват на то, что денежной аристократией империи были не крупные торговцы и промышленники, а верхушка бюрократии. Но для высокопоставленных чиновников зачастую их высокие оклады не были единственным источником существования, так как многие из них владели и землей. Писатель Яхья Кемал вспоминал, что однажды он спросил знакомого, почему тот, имея хорошие музыкальные данные, продолжает работать в министерстве финансов на посту чиновника. В ответ он услышал: "Ах, вы не знаете всех сладостей государственного жалованья, это понимает лишь тот, кто его получает". Другой знакомый писателя, судейский чиновник "раз в два-три месяца снимал свой халат, чтобы отправиться в присутствие за жалованьем".
Консерватизм и живучесть "капы кулу" - султанского чиновничества, особенности его верхушки также рассматриваются в качестве причин, приведших к упадку и развалу Османской империи. Побывавший в Турции в годы Танзимата русский географ П.А. Чихачев писал, что высокие оклады чиновников тяжелое бремя для финансов страны. "В Турции не менее 30 министров и 120 маршалов или мюширов.Содержание одного министра обходится в среднем в 250 000 фр. в год, а содержание каждого из мюширов в 200 000 фр., то есть всего 81 млн фр. Иными словами, министры и высшие военные чины обходятся казне в сумму, превышающую одну шестую часть годового дохода. С другой стороны, громадные оклады высших военных чинов являются резким контрастом с ничтожной оплатой служащих более низкого ранга".
Богатствам и расходам султанов в XIX веке, в самый разгар реформ и после них, поражались многие авторы. Тот же П.А. Чихачев отмечал, что личный долг султана имеет ужасающие размеры и, по-видимому, не ниже государственного долга, что ни в какой Европе представить невозможно.
Джон Фрили подробно описал расточительство султана Абдулазиза. После путешествия по Европе в июне-августе 1867 года султан на своей яхте "Султание" вернулся по Дунаю и Черному морю в Стамбул. После этой поездки султан "пустился в расточительство, подорвавшее его репутацию. Помимо огромных каменных зданий на территории Чирагана и Бейлербея, он построил также летние дворцы в Кагитхане, Чекмедже и Измите, а также ощутил нужду в изящной мебели и красивых женщинах, чтобы оживить и украсить эти дворцы".
Дворец Йылдыз, когда становился резиденцией султана, превращался в настоящий город. Сырье для действовавшего здесь фарфорового завода доставлялось из Франции. Здесь же был дворцовый театр, где выступали оркестры, ставили оперы, комедии, драмы. В различных службах дворца насчитывалось несколько сотен людей, начиная от маршалов, имамов, руководителей служб и кончая десятками поваров, брадобреев, библиотекарей, гаремных евнухов и т.д.
Всё это - признаки того, что до последних дней в империи сохранялся феодальный абсолютистский режим с его понятиями мощи и величия государства, причем главные составляющие этого режима - не только сам султан, но и его ближайшее окружение, верхушка бюрократии, центральные правительственные органы, правители провинций. При таком режиме разговоры о реформах и о модернизации были насмешкой.
(Продолжение следует.)
* * *
Источник: Киреев Н. Г. - История Турции. XX век - М.: Крафт, ИВ РАН, 2007.
Турция,
история государства и права,
модернизация в странах Азии,
XIX век