Nov 28, 2015 17:40
Довольно сложен, да к тому же запутан в советское время вопрос о возникновении и деятельности так называемой Национальной партии крымских татар - Милли-фирка.
Историк А. К. Бочагов считал, что Милли-фирка сложилась в июле 1917 года, и ее руководящее ядро составили: Ч. Челебиев, Дж. Сейдамет, С.-Дж. Хаттатов, А. Хильми, А. С.-А. Озенбашлы, А.С. Айвазов, Дж. Аблаев. Он же привел текст второй редакции программы партии (1918 или 1919 годы). Обнаруженные в архивах материалы дают основания согласиться с хронологией Бочагова.
О создании Милли-фирки в 1917 году писал и А. С. Айвазов, в публикации записок которого участвовали некоторые видные крымскотатарские историки нынешнего времени.
По словам А. С. Айвазова, программа Милли-фирки, которую отстаивали Ч. Челебиев и Дж. Сейдамет, была поставлена на обсуждение и утверждение на Всекрымском татарском делегатском съезде (1-2 октября 1917 года). После двухчасового обсуждения она была единогласна принята.
Этот вариант программы был выдержан в общедемократическом духе с народническим замесом. Провозглашался суверенитет народа, отстаивались равенство всех перед законом, политические свободы, демократические выборы, отмена сословных различий, паспортов, неприкосновенность частной жизни, жилища, переписки, декларировались социализация фабрик и заводов. Был выдвинут лозунг: "Вся земля принадлежит общинам", по принципу: каждому земледельцу столько земли, сколько он сможет обработать без использования наемного труда. Оговаривались культурно-просветительские задачи. Также особо выделялась идею равноправия женщин и активного вовлечения их в общественно-политическую жизнь. В вопросе национально-политического устройства Милли-фирка выступала за федеративную Россию, в которой "все языки должны быть равны", а Крыму отводилась роль ее субъекта.
Второй вариант той же программы был гораздо более детализирован и не столь прямолинеен, как первый.
Впрочем, если верить показаниям и сообщениям Айвазова в застенках НКВД, агентом которого ему пришлось стать с 1930 года, Милли-фирка имела две программы: официальную и нелегальную. Вторая вроде бы сводилась к восстановлению самостоятельности Крыма под протекторатом европейских великих держав. Но не нужно забывать, в каких условиях создавались сообщения и записки Айвазова.
Также, по данным Айвазова, на делегатском съезде перед голосованием по программе Милли-фирки Челебиев объявил: "Кто желает войти в партию Милли-фирка, прошу поднять руки." Все делегаты это и сделали. Таким образом все участники съезда считались вошедшими в партию.
Членских билетов и взносов не существовало. Объявившие себя членами считались членами Милли-фирки и регистрировались. При приеме в партию вербовщики не обращали внимание на социальное происхождение человека, принимали всех без исключения. Один из идеологов Милли-фирки Ахмед Озенбашлы говорил, что крымских татар объединяет татарство по крови, и мусульманство как религия, а потому у них не может быть классов. Позднее у Милли-фирки появилась и организационная конструкция ("Партийная инструкция" - устав), весьма жесткая, вступающая в откровенное противоречие с официальными демократическими программными установками. Бросается в глаза проводимый в ней строжайший, кастовый централизм.
Таким образом, народническая, социалистическая основа и, вместе с тем, беспрекословное подчинение центру; стремление к автономии, но пока еще не дошедшее до стадии государственного обособления; "непрестанные колебания между Сциллой демократии и Харибдой большевизма" - таковыми были основные особенности национального движения крымских татар после Февральской революции.
* * *
Источник: (Серия "Проект "Украина") Вячеслав Зарубин Крым в годы смуты (1917-1921), изд-во "Фолио", 2013 г.
крымские татары,
1917 год,
Крым,
партии и движения,
ХХ век