Nov 03, 2015 17:57
После Февральской революции в Крыму была воссоздана группа социалистов-федералистов. Летом она образовала объединенную социалистическую татарскую партию, включившую в свою программу постулаты социалистов-революционеров вкупе с сугубо национальными требованиями.
12 марта 1917 года под влиянием А. А. Боданинского состоялось общее собрание Крымского мусульманского благотворительного общества, создавшее временный мусульманский революционный комитет во главе с самим Боданинским, Ибраимом Фехми и Ибраимом Тарпи, претендовавшим на должность муфтия - духовного главы крымских мусульман.
15 марта в Симиферополе на собрании крымско-татарских активистов был поставлен вопрос о ликвидации Мусульманского Духовного управления и Вакуфной комиссии как органов, "носивших полицейско-охранительный характер". Было решено прекратить практику фактического назначения муфтия сверху. 17 марта, после торжественных богослужений во всех мечетях, тысячи татар Симферополя собрались на новом кладбщие, где принесли присягу Временному правительству.
25 марта в Симферополе открылось общее собрание мусульман Крыма ( от 1,5 до 2 тыс. делегатов, представлявших 12 организаций), создавшее Временный Крымско-мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком) из 48 человек под председательством Ч. Челебиева.
Весной-летом 1917 года возникло 124 региональных исполнительных комитета (городских, уездных, волостных). 80% членов Мусисполкома были "объединенными социалистами". С 5 апреля фактически все дела крымских татар - культурные, религиозные, экономические, а затем и политические - переходят в ведение Мусисполкома.
По указанию Мусисполкома исполкомы на местах начали создавать комитеты женщин и молодежи. Кроме того, в Симферополе и Бахчисарае были организованы комитеты студентов и школьников. Также Мусисполком открыл краткосрочные курсы по повышению квалификации татарских учителей и подготовке уездных и районных работников. В Симферополе открылись женская татарская гимназия и женский татарский техникум. Вскоре Мусисполком за подписью Ч. Челебиева опбуликовал воззвание о снятии чадры с татарок. С августа 1917 года Зинджирлы-медресе в Бахчисарае было реорганизовано в педагогический институт.
В это же время начали выходить несколько газет, как отражающих точку зрения Мусисполкома, так и независимых, а то и оппозиционных к нему.
Лидерами Мусисполкома стали: Дж. Сейдамет, председатель Вакуфной комиссии; А. С. Айвазов; М. М. Кипчакский; С. Дж. Хаттатов; А. А. Боданинский и др. Бесспорным авторитетом для всех татар, без различия взглядов, был Ч. Челебиев. Вскоре он стал во главе Духовного управления и демократическим путем был избран муфтием.
Представители аристократической верхушки (мурзачество) и архаичное духовенство, потерпев неудачу на собрании 25 марта, на какое-то время сумели консолидироваться и развернуть кампанию против демократов-"безбожников" и женского равноправия. Но 24 июля их вождь, Ибраим-эфенди Тарпи, был исключен из Мусисполкома за интриги против Челебиева и попытки занять там главенствующее положение. Провалилась и его акция по созданию конкурентного татарского центра - Союза мусульманских ученых (улемов) - в начале сентября 1917 года. Съезд духовенства был сорван татарской молодежью.
Несомненна социалистическая ориентация большинства "просветителей". Однако темен, да еще и запутан в советское время вопрос о возникновении и деятельности т.н. Национальной партии - Милли-фирка, о которой мы поговорим в следующий раз.
* * *
Источник: (Серия "Проект "Украина") Вячеслав Зарубин Крым в годы смуты (1917-1921), изд-во "Фолио", 2013 г.
крымские татары,
1917 год,
Крым,
партии и движения,
ХХ век