Oct 30, 2015 19:12
Ученикам неистовых профессоров, провозглашавших новые идеи или боровшихся с ними, вскоре пришлось решать, на чьей стороне, тем более, что Реформация вышла далеко за пределы богословских споров. Вопрос о вере стал важным инструментом международной политики и развязал целый ряд братоубийственных конфликтов.
Гонения и казни французских протестантов, разрешение на которые дал король Франциск I, оттолкнули от него многих немецких властителей, покровительствовавших Реформации, тогда как сам король хотел заручиться их поддержкой и создать лигу против императора Священной Римской империи Карла V. Протестанты начали уезжать из Франции: один из видных представителей протестантов Жан Кальвин в конце концов после нескольких лет скитаний обосновался в Женеве, где в 1559 году открыл Женевскую академию - высшее богословское заведение для подготовки проповедников.
В то время вопрос веры был жизненно важен. Выбор между католичеством и протестантством университетское руководство делало, сообразуясь с политикой государства: студенты и преподаватели, которые были с ним не согласны, должны были уезжать в другие страны. В 1540 году полсотни членов университетской общины Лувена в Нидерландах были преданы суду инквизиции; знаменитому географу и картографу Герарду Кремеру (Меркатору) (1512-1594) пришлось бежать. Ближе к концу столетия, когда Нидерланды восстали против господства испанцев, предводитель восставших Вильгельм Оранский осадил Лувен. Жители города согласились открыть ему ворота в обмен на обещание их не грабить. Узнав об этом, взбешенный наместник Нидерландов герцог Альба пригрозил репрессиями.Не дожидаясь, пока он выполнит свои угрозы, многие студенты и профессора сбегали один за другим. В 1578 году испанские войска под предлогом защиты университета от оранжистов обложили университет данью и осадили дом ректора. Тогда сбежали последние, и вскоре университет впал в серьезный упадок.
Вообще в подобных случаях власти часто действовали на опережение, поскольку население еще не раскачалось и не разделилось на два непримиримых лагеря. Например, в марте 1554 года из Тулузы в Монпелье прибыли правительственные чиновники, которые устроили настоящую облаву на протестантов. Но всего за 10 лет в городе произошли коренные перемены: Монпелье из католического стал протестантским, а около 1563 года в городе снесли все церкви и колокольни, остался лишь один храм, где католики и протестанты поочередно проводили свои обряды. Половина населения еще исповедовала католичество, но охраной правопорядка занимались гугеноты.
Религиозные войны вальцовым катком прошлись по университетам. Например, к 1564 году во французском Кане у семи докторов медицинского университета не было ни одного слушателя. Учебные здания университета Монпелье были разрушены, библиотека уничтожена, преподаватели разбежались.
Однако многое изменилось в 1598 году, когда французский король Генрих IV издал Нантский эдикт, предоставляввший свободу вероисповедования и наделявший протестантов некоторыми привилегиями.
Университеты перестали быть подконтрольными духовенству и перешли под влияние светских властей. С начала XVII века устав Парижского университета составлялся королевскими комиссарами по согласованию с парламентом и высшей судебной инстанцией. Такой подход гарантировал толерантность - но не везде. В Кане и Монпелье католики и протестанты совместными усилиями принялись возрождать университеты. Зато кардинал Лотарингский, в свое время основавший Реймсский университет, вознамерился не допустить распространения "ереси" в своей провинции.
* * *
Подготовлено по книге Е. В. Глаголевой "Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения" (М., "Молодая гвардия", 2014 г.)
История Европы,
история религии,
кальвинизм,
история образования,
Реформация,
Франция,
протестантизм,
Германия