"Жидовствующие" : первые религиозные инакомыслящие в Московии

Jun 03, 2015 13:50

Впервые название "жидовствующие" появилось в официальных документах Руси, как админстративных, так и церковных, ближе к концу XV века. В тот период этим словом обозначали разнообразных еретиков, в которых официальные круги видели склонность к иудаизму.

В летописях и других источниках той поры зафиксировано, что некий жидовин Схария (впрочем, некоторые видные современные историки вообще сомневаются в его существовании, полагая, что он мог быть выдуман противниками "жидовствующих") прибыл в Новгород из Киева в свите луцкого князя Михаила Олельковича, поставленного королём Польши Казимиром князем на Новгород в 1470 году. От него-то, по утверждению архиепископа Геннадия и Иосифа Волоцкого, и пошла ересь в Новгороде. Тут он вроде бы "совратил в жидовство" новгородских попов Алексия и Денисия. После того как в 1480 году Алексий и Денисий были взяты великим князем в Москву на более высокие церковные должности, ересь распространилась и при дворе князя. В круг еретиков был вовлечен и влиятельный посольский дьяк Фёдор Курицын, ставший фактическим главой московской ветви.

А в Новгороде между тем прошли аресты единомыщленников переехавших в Москву священнослужителей, и у них были обнаружены тетради, по которым они "молились по-жидовски". Дальше дело стали раскручивать не хуже, чем где-нибудь в застенках средневековой Испании: часть подозреваемых отреклась под пытками от своей ереси, часть - бежала в Москву и в другие города, часть же твердо приняла муки и смерть.

В Москве влияние "жидовствующих" продолжало постепенно расти. И они даже вступили в политическую борьбу, поддержав Дмитрия, сына княгини Елены, в борьбе за престол. Но вскоре началось искоренение ереси: некоторых еретиков сожгли, а другие бежали в в Литву.

Впрочем, возникает вполне резонное сомнение: а переходили ли "жидовствующие" действительно в иудаизм? Сейчас трудно ответить на этот вопрос точно, ибо многие из приписываемых "жидовствующим" идей были сфальсифицированы теми, кто организовал гонения против них. Увы, одним из результатов всей этой истории стало то, что в Москве надолго укрепилось непрязненное отношение к евреям, которые "христианский народ в жидовскую веру совратить ищут"...

* * *
Источник: Минц Л. М. Блистательный Химьяр и плиссировка юбок. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 272 с. - (История. География. Этнография.).

межконфессиональные отношения, Средние века, История России

Previous post Next post
Up