Я раньше никогда бы не подумал, что буду заниматься тем, чем я занимаюсь.
Когда-то я учился в художественной школе и хотел стать художником мультипликатором, а вот теперь я автоматизирую теплосеть. Вы знаете, для того, чтобы вам выставить счет за отопление и горячее водоснабжение, это надо как-то посчитать и учесть. Автоматизацией этого я и занимаюсь сейчас.
Это не первая теплосеть, которую я автоматизирую. А в начале следующей неделе у меня встреча еще с одной теплосетью. А еще у меня есть водоканал, управляющие компании, расчетные центры.
С теплосетями я начал работать с 2001 года, а первый проект автоматизации я начал в 2007 году.
И как меня занесло в эту область?
Мой папа очень хорошо рисовал. Он переносил действительность с помощью простого карандаша на бумагу с удивительной точностью. Меня это поражало. Я хотел рисовать как он. У меня была красная тетрадь, где мы часто рисовали. Он научил меня перспективе. Я в раннем детстве уже мог рисовать фигуры в объеме.
Меня на год раньше положенного отдали в художественную школу. Преподаватели не хотели брать, но когда увидели рисунки (в том числе в перспективе), то взяли.
Однажды я узнал, что соседом у моего дедушки является Пекарь Владимир Израилевич. Это художник-мультипликатор. Он создал множество замечательных мультфильмов. Например, «Умка». Я очень хотел сходить на экскурсию в «Союзмультфильм». Но не сложилось.
Тогда я захотел применить свое желание рисовать и стать художником-мультипликатором.
Нужно понимать, что я всегда был интровертом. И часами рисовать, без необходимости с кем-то общаться мне казалось раем.Мой брат брал меня на занятия по информатике в школе, которые проводились по вечерам. Я не знаю, что делали там другие, но я никогда не забуду, как я в бейсике на компьютере БК «создал» программу, которая выводила на экран и печатала какую-то «картинку». Естественно, картинка рисовалась символами и пробелами. Помните фильм «Служебный роман»? Там у Верочки на стене висит Мона Лиза. У нас такая же висела в классе. Такую я конечно не рисовал, но что-то выводилось из принтера и это было волшебством. А создать круг или треугольник на экране с помощью бейсика - это было за гранью.
Время шло. У всех в те года появлялись дома видеомагнитофоны. У меня появилась видеокамера. Я стал снимать и пытаться заниматься видео-монтажом и озвучкой с помощью видеомагнитофона, камеры, музыкального центра и так далее. Я рисовал от руки заставки, снимал их и вставлял в видео. Всю эту затею я называл «Миша studio».
Как-то на уроке информатики в школе я краем глаза увидел, как один из учеников «нарисовал» какой-то флаг, который словно от ветра развевался на экране компьютера. Это была программа 3D моделирования 3D Max. Я заболел идеей также научится.
Тогда интернет был не так развит. Чтобы полазить по сайтам я из Подмосковья ездил в центр Москвы на работу к маме. Помню, что как-то раз взял своего друга. Он сел за компьютер, я ему открыл браузер. А по дороге домой он говорит мне, что совершенно не так представлял себе интернет. Он думал, что будет как в фильме Хакеры: какие-то туннели, анимация, звуки.
Я поступил в лесотехнический институт на факультет мировой экономики. Я попал в этот институт по инерции. Мой дед работал в лесной отрасли, мой отец был связан с деревообработкой и мебелью, мой брат продавал лес и пиломатериалы, моя мама почетный работник лесной промышленности и директор по взаимодействию с государственными органами власти ОАО «Архангельский ЦБК».
Мой первый компьютер у меня дома появился в 18 лет, когда я учился на первом курсе института. Первым делом я его сломал, открыв корпус и выдернув аудиоплату из работающего компьютера. Вторым делом, после того как починил, я установил кучу программ по 3D моделированию. Мой папа меня просто завалил различной компьютерной литературой: журналами и книгами. Я все дни на пролет читал и пытался что-то рисовать в 3D Max. У меня был комп Celeron 333Mhz и 128Мб оперативной памяти. Сейчас телефоны в разы круче. А тогда я моделировал в 3D. Знаете, чтобы что-то из смоделированного «оживить» на секунды, приходилось оставлять компьютер на сутки включенным. Я купил себе плату для видео-монтажа за безумные тогда 200 баксов. С ее помощью я мог выводить с экрана компьютера на видеомагнитофон то, что создавал в 3D Max-е.
Я подключил себе интернет. Сначала был обычный модем. Но потом я нашел способ подключить быстрый интернет через кабельное телевидение. Были такие специальные модемы, куда вставляешь телевизионный кабель. Я тогда смог пользоваться Напстером. Как удивлялся друг моего отца, когда я смог найти ему раритетную песню у какого-то пользователя в Алабаме и сразу скачать и поставить ее ему.
Меня, конечно, поражал интернет. Возможность мгновенной связи и море информации. Я решил применить свои навыки рисования и создать сайт «Миша studio». Я быстро понял, что для этого придется не только рисовать кнопочки и шапки сайта, но и верстать текст, программировать.
Через 1 год я стал знать компьютеры настолько хорошо, что ко мне стали обращаться друзья, друзья друзей и так далее с просьбой посмотреть, что у них там не так.
Я точно не помню как, но я познакомился с сотрудниками компании Центрлесэкспо. Я создал в 2001 году для них сайт. Потом были другие клиенты, потом была Мытищинская теплосеть, с которой я работал по договору гражданско-трудового характера и они мне перечисляли деньги на книжку.
Вот так я, будучи студентом, зарабатывал себе немного.
Зная о том, что я умею создавать сайты, мой брат привлек меня к созданию сайта для компании “Плания”, где он работал. Потом он привлек меня к созданию сайта компании Аквалес (эксклюзивное представительство итальянской промышленной группы Альпи в России), куда он устроился. При создании сайта и интернет-магазина я очень хорошо выучил язык Perl.
Я некоторое время поработал в Формозе (точнее Formoza Software House, которая занималась разработкой софта). Моя работа там заключалась в создании электронной библиотеки для программного обеспечения, которое поставлялось в школы. Конечно, я не мог работать как все, а начал программировать систему, которая сама создавала электронную библиотеку за меня.
Немного меня поуговаривая, брат меня заманил работать в Аквалес руководителем службы информационных технологий. В конце своей работы в этой компании я немного окунулся во внутреннюю автоматизацию и в учетную систему.
Уйдя из Аквалеса я стал заниматься созданием сайтов в компании Айтон, соучредителем которой я стал.
Компанию мы создавали не для того, чтобы делать сайты, а для того, чтобы внедрять системы учета, планирования.
Я начал понемногу автоматизировать предприятия. И втянулся.
Для меня программирование и проекты внедрения, это сплав творчества, решения прикладной задачи, применение математики (а в школе и институте я ее обожал), создания чего-то, чем будут пользоваться долгое время множество различных людей. Я хотел быть художником-мультипликатором, потому что желал творить свой мир, который бы видели другие. Внедряя системы автоматизации, я творю мир, который не просто видят другие, но и используют его. А это еще круче. Мне приходится применять некоторые навыки, которые я получил в художественной школе, поскольку приходится создавать интерфейсы. Когда программируешь, то входишь в состояние какого-то измененного сознания. Ты держишь в голове огромное количество взаимосвязанных данных, абстракций, которые являются проекциями реальных предметов, событий явлений.
Единственное, что оказалось не сбыточным - это “рисовать” никого не трогая. Общаться приходится ОЧЕНЬ много. Я понял одно - разработка программного обеспечения - это работа с людьми. Слава богу, я еще в конце школы/начале института прошел курсы и тренинги по общению. Сейчас я выступаю. За январь 2015 года у меня уже было 7 публичных выступлений.
С теплосетью получаются одни из самых интересных проектов. Там и математика, и множество различных технологий, которые приходится интегрировать и требования к удобному интерфейсу (у них большой объем данных приходится перелапачивать).
А вы говорите цели…
Вот так я шел к тому, чем занимаюсь. Я всегда удивлялся рассказам, что кто-то родился, в раннем детстве понял, что будет делать, потом пол жизни шел к этому, остальную жизнь жил этим и умер счастливым. У меня не так.
Я себе плохо представляю, что даже в юности я мог себе представить, что буду публично выступать, что моя жизнь будет связана с компьютерами и тем более с теплосетями.