России атомные ледоколы нужны
Сейчас сразу несколько государств конкурируют за ресурсы и границы в Арктическом регионе.
Россия - единственная страна в мире, имеющая свой атомный ледокольный флот. Предназначенный для работы в Арктическом регионе планеты, он появился еще в прошлом веке. В первую очередь флот обслуживал Северный морской путь - транспортную полярную магистраль, по которой суда доставляли полезные ископаемые.
Нефть и газ Арктики
Арктика - лакомый кусок современной геополитики. Своими запасами нефти и газа она привлекает «арктическую пятерку» (Россию, США, Канаду, Данию, Норвегию) и Китай. По подсчетам Управления энергетической информации США (EIA), на дне Северного Ледовитого океана может содержаться до 412 млрд баррелей нефтяного эквивалента - это почти четверть мировых запасов углеводородов. При этом 78% из них - природный газ, большее количество которого находится в российском секторе Арктики, а самые большие запасы нефти - на Аляске.
К «битве за Арктику» (так выразился Владимир Путин, будучи премьер-министром, в 2010 году на Первом международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога») Россия готовится всерьез. В начале осени 2013 года морской буксир Северного флота и гидрографическое судно прибыли к архипелагу Земля Франца-Иосифа, чтобы обследовать обстановку. В экспедиции участвовал отряд специального назначения подводных сил Северного флота, отвечающий за безопасность участников похода. В том же году министр обороны Сергей Шойгу рассказывал о решении восстановить стратегически важную базу ВВС «Темп» на острове Котельный (на Новосибирских островах): её решили модернизировать, сделав возможным круглогодичное использование транспортных самолетов.
Помимо этого в 2014 году на восстановление советской системы ПВО в Арктике решили потратить 6 миллиардов рублей. Федеральное агентство по делам строительства начало возводить пять стационарных объектов радиолокации и пунктов наведения авиации - на острове Средний архипелага Северная Земля, острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, острове Врангеля и мысе Шмидта в Чукотском автономном округе и в поселке Рогачёва на Южном острове архипелага Новая Земля.
Сейчас Минобороны строит крупные базы на островах арктического архипелага, а значит, там будут присутствовать и войска, и системы воздушно-космической обороны, и новые зенитно-ракетные системы. В случае военного прецедента ледокольный флот проведет в регион корабли, завозящие значительно больше груза, чем военные самолеты. «Это и базовый ледокол, который проводит корабли состава из замерзающих портов, это и судно доставки грузов (на ледоколах есть собственные краны). Плюс на нем есть вертолетные площадки, то есть судно может быть поисково-спасательным кораблем», - объясняет военный эксперт Дмитрий Литовкин.
Другие страны «арктической пятерки» и НАТО пытаются вытеснить Россию из борьбы за владение территориями полярного региона. «В концепции развития блока написано: Альянс будет обеспечивать энергетическую безопасность, - говорит Литовкин. - Но Арктика - зона наших стратегических интересов. И если мы её не контролируем с суши, то хотя бы с моря должны. Поэтому надо строить корабли».
Курс на возобновление утерянного военного присутствия в Арктике Минобороны взяло несколько лет назад. С тех пор на арктических островах и материковой части России были построены шесть баз: на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля) и Рогачево (архипелаг Новая Земля), а также на мысе Шмидта и острове Врангеля.
Причин тому несколько. Во-первых, пущенная с подводной лодки в Баренцевом море баллистическая ракета долетает до Москвы менее чем за 15 минут, а значит, системы ПВО в Арктике - часть «ядерного щита» страны.
Во-вторых, именно в российской части Арктики, как было уже сказано выше, находится до 40% всего газа и нефти этого региона, и Россия должна бороться за них. Ну и в-третьих, российская Артика уже через 10-15 лет станет кратчайшей дорогой из Европы в Юго-Восточную Азию.
По морскому арктическому пути будут ходить нефтеналивные танкеры и танкеры с искусственно сжиженным газом. И проход таких судов без ледоколов может грозить серьезной аварией. Поэтому контролировать этот путь стратегически важно.
Развитие военной инфраструктуры в Арктике - второй наравне с Крымом проект, в который вкладываются огромные ресурсы, и нет ничего удивительного в том, что практически все предприятия ОПК (и не только) стремятся принять в нем участие.
Строятся арктические версии вертолетов (Ми-8АМТШ-ВА), систем ПВО («Тор-М2», «Панцирь»), разрабатываются новые вездеходные шасси, в условиях Крайнего Севера проходят испытания боеприпасы и средства защиты, создается новая экипировка для военнослужащих, огнестрельное оружие и многое другое. Развивает свои проекты и Росатомфлот.
Армии нужен свой ледокол
Продление ресурса старых ледоколов и создание новых ведется далеко не только для их использования в гражданских целях. Так, в Январе 2016 года директор Росатома Сергей Кириенко и председатель наблюдательного совета Борис Грызлов предложили министру обороны РФ Сергею Шойгу рассмотреть возможность создания на базе атомного ледокола «Советский Союз» подвижного командного пункта.
"Держать на ледоколе постоянный подвижный командный пункт с личным составом не вполне резонно, а вот создать инфраструктуру для его появления в случае необходимости полезно", - считает бывший командующий Северным флотом, член Совета Федерации от Мурманской области Вячеслав Попов.
По его словам, это даст возможность командованию в случае необходимости управлять силами в арктической зоне. «По моему мнению, это будет не командный пункт министра обороны, а регионального командования, в частности Северного флота», - сказал Попов.
Отдельно нужно сказать о том, ледоколы проекта 10520 имеют возможность конверсии во вспомогательный боевой крейсер. Как минимум для одного из них («Советский Союз») соответствующее оснащение и оборудование было частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано.
О решении министра ничего неизвестно, однако уже 1 февраля на официальном сайте Росатома появилось сообщение о том, что Росатомфлоту планируется придать статус федеральной ядерной организации. Стоит отметить, что все из восьми ФЯО в составе Росатома имеют или имели ранее оборонное направление деятельности.
Помимо возможности круглогодичной навигации, атомные ледоколы незаменимы в экстренных ситуациях. Так, в 1983 году в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали 50 судов, в том числе и первый в мире атомный ледокол «Ленин». Спасти суда, а значит, и ожидающие сезонного завоза арктические поселки помог атомоход «Арктика».
Ключевое значение ледоколы имеют и для снабжения российских военных баз. С их помощью навигационный период может быть расширен с четырех-пяти месяцев в году до девяти.
Что говорят на Западе
Если западный читатель еще не знает, зачем Путин вмешался в события на Украине и в Сирии, то издание Times раскроет тайну: чтобы шантажировать всех Арктикой. И все потому, что "царь Владимир замышляет устроить холодную войну" в этом регионе.
Обозреватель издания Роджер Бойс, решив проявить недюжинные познания российской истории, пишет: Владимир Путин все равно войдет в историю как Петр Великий, а не Иван Грозный. Ведь "царь Петр хотел использовать российский север в качестве важного плацдарма для достижения глобального влияния, а также для превращения России в морскую державу". Кроме того, "он ненавидел османов, крушил своих оппонентов и отправил одну из своих первых советниц в женский монастырь".
Все это обозреватель Times увидел и в Путине, для которого "Петр - воплощение лучшей модели модернизации".
Роджер Бойс не сомневается в том, что российский лидер обязательно одержит победу на очередных президентских выборах 2018 года. И в этот его президентский срок главной для Путина будет идея, достостойная самого Петра I: укрепление влияния России в Арктике.
Кроме того, пишет автор материала, к 2030 году Северный морской путь, по которому в настоящий момент суда могут плавать лишь при содействии российских атомных ледоколов, может стать выгодной альтернативной Суэцкому каналу для перевозки товаров из Азии в Европу. Этот маршрут сократит время, проводимое кораблями в пути, на 40% и обогатит Россию с ее протяженным побережьем Северного Ледовитого океана.
Так что, разъясняет читателям Бойс, "Украина и Сирия - всего лишь тактические маневры, чтобы получить временное преимущество над Западом"
"Шпионы, приверженные идее национального возрождения", или "кремлевский двор" - так автор называет руководство "Газпрома" и "Роснефти". По его мнению, все они очень любят поговорить об Арктике. А планы российской армии так вообще охватывают арктическую территорию от Балтийского до Берингова моря, которое, кстати говоря, омывает берега Аляски.
При Путине Россия восстанавливала советскую инфраструктуру от Мурманска до Магадана. Москва также создала в городе Североморске объединенное стратегическое командование в Арктике, а также учредила арктическую бригаду. Вдобавок сейчас в процессе постройки находятся несколько новых ледоколов.
Благодаря доходам, полученным во времена высоких цен на нефть, Северный флот ВМФ России теперь включает 35 подводных лодок и 50 военных кораблей, причем флагманом СФ является тяжелый атомный ракетный крейсер под названием "Петр Великий", отмечает обозреватель Times.
Правда санкции и падение цен на нефть заставили Россию "сбавить обороты" в этом регионе: ведь исследования здесь не только сложны, но и затратны. Но все равно, милитаризация Арктики продолжается быстрыми темпами, подчеркивается в статье.
И скоро придет время, когда российских военных сил там скоро будет больше, чем у прочих арктических государств - США, Канады, Норвегии, Дании, Финляндии и Исландии, - вместе взятых, пугает читателя Бойс. Эти силы не просто защищают российские экономические интересы и подкрепляют ее претензии на континентальный шельф.
Из "размороженного севера" Москва бросает НАТО стратегический вызов, а также запугивает альянс, уверено издание."Британия не относится к числу арктических держав с 1907 года, когда Ньюфаундленд получил статус доминиона, а мы потеряли Лабрадор. Нам, однако, следует внимательно следить за тем, как развивается российская политика. Путин настроен на то, что… Россия должна стать более могущественной. А с учетом его любви к балансированию на грани войны, нам следует готовиться к куче неприятностей на севере", - подытоживает обозреватель Times Роджер Бойс.
Теперь, когда западный читатель должен бы уже порядком испугаться, можно, наверно, поговорить и о том, что Западу просто необходимо усиливать здесь "свое влияние". Может быть и НАТО подключить, чтобы "сдержать" натиск России, привычно поговорив об увеличении военных бюджетов и "расширении присутствия"?
Напомним. Россия - не единственный претендент на богатую углеводородами Арктику. Существует ряд неурегулированных вопросов по делимитации морских пространств в Северном Ледовитом океане. К примеру, Россия и Дания оспаривают районы котловины Амундсена, хребта Ломоносова, котловин Макарова и Подводников, поднятия Менделеева. Также не решена судьба участка в районах котловины Макарова и поднятия Менделеева между Россией и Канадой.
Американский Центр стратегических и международных исследований выпустил доклад, посвященный действиям России в Арктике, с символичным названием "Новый ледяной занавес".
Битва может случиться самая настоящая: вопрос - начнётся ли она?
Для арктических первопроходцев покорение Севера было делом вне политики. Вопрос "чья же Арктика?" возник только в 1925 году, когда правительство Канады заявило о претензиях на часть примыкающей территории. Но тогда регион считался безжизненной пустыней, ресурсы которого не стоили серьезных вложений. Отношение начало меняться в 80-х годах прошлого века, когда стало понятно, что в Арктике находятся запасы нефти и газа, а также вольфрама, золота, алмазов. В пределах Арктики расположены шельфы восьми государств: России, Канады, США, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции и Исландии. Но за время существования Арктического совета его участники так и не пришли к консенсусу по поводу границ. Возможно, ситуация изменится, когда ООН рассмотрит заявку России на увеличение континентального шельфа.
Несмотря на территориальные споры, наша страна добывает арктическую нефть уже сегодня. За Полярным кругом, на шельфе Печорского моря установлена морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная". Ровно год назад здесь добыли первую нефть нового сорта Arctic Oil (сокращенно - АРКО). В сентябре этого года был добыт первый миллион баррелей, а в ноябре - отгружен третий танкер.
Интересные факты: Россия является первой и единственной страной, использующей дрейфующие полярные станции для исследования Арктики. Работа этих станций прерывалась всего дважды: во время Великой Отечественной войны и с 1991 по 2003 годы.