Вам показалось, что это слишком наивный фильм? Мне тоже. Но я не считаю это недостатком, в любом случае мы имеем дело с мифологией, и трактовка образа святого Франциска может быть любой, даже если лично мне кажется, что Лилиана Кавани была ближе к истине. Дзеффирелли хотел представить Франциска как предтечу движения хиппи и это вполне логичная идея.
Но приглашения Донована написать и исполнить песни в жанре фолк-рок оказалось недостаточным и это совсем не «Иисус Христос - суперстар». Фильм снят в католической традиции, и в нём нет ничего революционного или хоть сколько-нибудь шокирующего. Ну мало ли что за кадром звучат не средневековые гимны, а милые романтические баллады, это такой замысел у режиссёра, чтобы было не слишком мрачно, а то там в средневековье такое, знаете ли, всё брутальное, тёмное и неотёсанное.
Но Дзеффирелли - мастер высочайшего уровня, и это видно в каждом кадре. Как всегда, в фильме отличные декорации и умопомрачительные костюмы: художники выдумали какие-то безумные скафандры и высочайшие воротники, чтобы поиздеваться над воинами и знатными вельможами. С чувством юмора у Дзеффирелли всегда было очень хорошо.
Существует много описаний реальной встречи Франциска с Папой Иннокентием III и все они отличаются, но сходятся в том, что Папа взял время, чтобы принять решение относительно признания ордена Францисканцев. У Дзеффирелли это самая яркая сцена и самая убедительная для понимания церковной иерархии. Хотя трактуется она как раз в пользу Франциска и его братии, которую Папа неожиданно благословляет. Но тем печальнее выглядят кардиналы, спешащие утащить Папу подальше от этих оборванцев.
Красивые тосканские виды, башни Сан-Джиминьяно, мелодичные песни, романтический Франциск и прекрасная Клара, немного иронии, гротеска и юмора - в этом фильме есть всё, что нужно, не хватает разве что средневековой жестокости, но Франциск ведь и пришёл для того, чтобы её стало меньше.