По встрече с о. Максимом

Nov 28, 2007 17:25

Прослушал запись беседы. Дальше дам кратко основные тезисы (возможно, не совсем последовательно) и ( мысли по ним. )

religion

Leave a comment

dobroslav December 1 2007, 00:01:25 UTC
2. Наша душа бессмертна, вечна.
Как заметили русские религиозные философы XX века, то, что человек боится смерти,думает о ней, свидетельствует о том, что смерть для него - нечто противоестественное, противоречащее его природе.

У животных страха смерти не обнаружено. Есть инстинкт самосохранения, но это нечто совсем другое. Есть он и у нас. Но речь именно о страхе смерти, т.е. о страхе перед тем, что "однажды я УМРУ".

Правда, наверное, это аргумент не совсем в пользу именно бессмертия души, ведь речь здесь о страхе телесной смерти. А скорее в пользу именно противоестественности для человека телесной смерти. Что, наверное, задуман (Богом ли или безликой "природой", "законами природы") как существо бессмертное. Но это утверждение, мне кажется, ещё сильнее. Потому что телесная смерть организмов - это биологический закон природы, и если вдруг обнаруживается, что для кого-то это противоприродно, то это нонсенс.

Атеист, конечно, снова может сказать, что боязнь смерти - это артефакт в развитии интеллекта, но наш ответ (вопрос) будет тем же, что и в предыдущем пункте.

Кстати, современная наука, возможно, подтверждает этот тезис. Как говорил мне один человек, в человеке заложен механизм смерти. Человек умирает не от поломок, а от того, что искусственно запускается этот процесс (говоря компьютерным языком, система не падает, просто лицензия кончается) - такое ощущение, что он как бы искусственный, неродной человеческому организму: других функций он не несёт. В связи с этим и идут исследования в области достижения бессмертия или, по крайней мере, радикального продления жизни человека: если научиться останавливать или замедлять этот процесс, то продолжительность жизни увеличится в разы ("кто доживёт до 2030 г., сможет, в принципе, дожить и до 2730-го").

Но за последний абзац не ручаюсь, т.к. сказал мне об этом человек, который, хоть и занимался химико-биологическими проблемами, но доктором является физ.-мат. наук. Но атеист.

Так что даже если мы пока не говорим о душе, вопрос о соотношении нашей смертности и бессмертия встаёт очень серьёзно.

Reply

mike_ainsel December 4 2007, 08:04:59 UTC
имхо людям свойственно бояться смерть не потому, что это неестественный процесс, а потому, что:
а) неизвестно, будет ли что-то дальше.(а логика подсказывает, что как раз не будет)
б) физическая смерть как правило связана со страданием.
в) жизнь как процесс связана с удовольствием.

итого - кнут и пряник.

Reply

dobroslav December 4 2007, 16:40:10 UTC
а) Может, не логика, а интуиция говорит? Вот в чём безусловное важное достижение христианской апологетики за много веков - разграничение понятий "логика", "вера", "знание", "разум", "интуиция", "физика", "метафизика" и др. При обсуждении подобных вопросов надо не вольно с ними обращаться, а очень чётко понимать, где логический вывод, а где - некое интуитивное утверждение, посылка, не следующая из предыдущих.

Так и здесь - я не знаю логического доказательства, что после смерти ничего не будет. Поэтому, полагаю, это твоё утверждение, основанное на интуиции. А интуиция у всех разная. Поскольку все без исключения народы верили в загробную жизнь, то значит у древних интуиция была совсем другая. А царь Давид и вовсе написал: "Рече безумец в сердце своем: несть Бог" (это дословная цитата из церковнославянской Библии, мой перевод на русский: "Сказал безумец в своём сердце: Бога нет"). Т.е. в те времена считалось безумием считать, что Бога нет. Другая интуиция. А из того, что у них не было атомных бомб, совсем не следует, что они были глупее нас (об этом говорит и современная культурология и этнология), так что ссылки на "дремучесть и невежество" древних не пройдут.

Так что в то время, когда религия и зарождалась, интуиция-то как раз совсем была другой.

Но даже если интуиция говорит, что дальше ничего нет, то смерти вообще нечего бояться. На этот случай годится знаменитая греческая дилемма: "Когда я есть - смерти нет, когда смерть есть - меня нет. Значит смерти нечего бояться".

б) Во-первых, далеко не всегда (вспоминаю своих родственников). Вот старость, конечно, не в радость, но именно момент смерти - совсем необязательно. А боятся-то именно смерти, а не старости. Во-вторых, когда ребёнок впервые об этом задумывается, то он о страданиях, если они есть, ещё не знает.

в) опять же не всегда. Жизнь в равной степени связана и со страданием, постоянными испытаниями, борьбой. Как говорится, "Отдыхать мы будем на том свете". Во всех религиях загробный мир (лучшая его часть, куда попадают праведники) как раз-таки выглядит более привлекательным, нежели этот.

Так что скорее уж можно было сказать, что люди загробный мир выдумали как сказку о рае именно по причине того, что эта жизнь - сплошное испытание, которое должно закончиться (кстати, похожесть основных моментов всех религий свидетельствует в пользу истинности религии как таковой). Только _боязнь_ смерти тут уже ни при чём.

Reply

mike_ainsel December 5 2007, 06:36:09 UTC
а) пользуясь этим самым высказыванием Эпикура, физической смерти я и не боюсь). Что, собственно, не отменяет моего нежелания испытывать страдания в процессе, а также нежеланию эту смерть приближать, так как еще "столь много еще на небесах и на земле, что и не снилось нашим мудрецам".
б) см. а) Естественно, могу только за себя говорить.
в) испытания и борьба на самом деле страданию не идентичны.
а похожесть религий может всего лишь свидетельствовать либо о их происхождении из одного корня, либо о сходности механизмов мышления у всех людей.

Reply


Leave a comment

Up