Паяц смеется последним

Apr 03, 2013 12:44

Физик wealth рассказывает, что некий учитель поставил ученику тройку за то, что тот, решая задачку о фермерах и молоке, умножил 9 на 2, а не наоборот. Внимание рассказчика привлекли комментаторы из числа бухгалтеров и менеджеров, которые активно поддержали учителя, пояснив, что перемножение фермеров-покупателей на литры дает 18 фермеров, но никак не 18 ( Read more... )

Наука и жизнь

Leave a comment

platonicus April 3 2013, 08:55:21 UTC
Cf:
"Мои юность и молодость прошли в диссидентской среде, но нелюбовь к советской власти не мешала нам ценить талантливые произведения советских по духу авторов. И как ни чужд мне Маяковский идеологически, я считал и считаю его большим поэтом. Когда речь шла о культуре, гамбургский счет стирал любые мировоззренческие противоречия. Сейчас его просто не существует.

Как человек, всю жизнь связанный с филологией, литературой, журналистикой, я вижу, что люди в массе разучились читать художественные тексты, они не понимают образов, метафор, подтекста. Скоро перестанут понимать Евангелие, потому что все Евангелие построено на развернутых метафорах, притчах. Не смогут они оценить подтекст и другие художественные приемы Чехова. Стихи таким читателям вообще не нужны, потому что поэзия - иноязык, который борется с нашим прямолинейным прочтением надписей на заборах, а литература превращается в инструкции по применению, в которых нет многозначности, никакой тайны, скрытого смысла.

Сегодня пять графоманов могут скинуться и издать сборник, создать на кухне или в кафе свой союз писателей, раздавать друг другу премии имени великих. И чем они для массового читателя отличаются от известного писателя? Ничем. Тоже издаются, тоже премии получают. Исчез институт экспертов - его просто уничтожили. Или - подменили.

Например, одна наша прихожанка пишет внутренние рецензии для издательства, которое выпускает переводную литературу. И она рассказывает, что если ее рецензия отрицательная, уличающая в пошлости предлагаемую для печатания книгу, издатели радуются и издают. Такая у них лакмусовая бумажка - раз человек с традиционными представлениями ругает произведение, его нужно переводить, издавать и распространять. Поразительная тяга у людей ко всему пошлому, разрушающему личность".
http://www.pravmir.ru/prot-vladimir-vigilyanskij-ob-antiklerikalizme-missii-i-intelligencii-upodobivshejsya-cherni/

Reply

mike67 April 3 2013, 09:05:20 UTC
Кстати, насчет стихов: интересный феномен - нынешняя популярность "стихов про любовь". Интересно, что это за восприятие поэзии? Метафоры читатель понимает все хуже, но какое-то приятное уху журчание в стихах, видимо, все еще ощущает.

Reply

platonicus April 3 2013, 09:21:51 UTC
Насколько я понимаю, дело обстоит так (почти что "выдумываю из головы" - про это наверняка сочинили тысячи томов, но я натыкался только на беглые упоминания):

У стихов про любовь, как и у повествовательной прозы про нее же, есть некоторая почти физиологическая функция: так оформляется и делается не разрушительным эмоциональный хаос. В подростково-юношеском возрасте это, в общем, повально, далее уже сложнее и мне тут не уместить.
Эстетика тут, в общем, роли не играет: нужна, так сказать, только установка на нее; то есть текст эстрадной песенки и Пушкин с этой точки зрения вполне взаимозаменяемы. Почти в химически чистом виде это видно по альбомам школьниц и по стишкам, которые пишет каждый третий в возрасте 15-18 лет.
Собственно, с некоторыми другими темами (житейски-философскими, политическими) дело обстоит примерно так же: подросток (в особенности), да и не только он, живет в мире, где "его" истин еще нет, и когда он сам сочиняет стишок на тему "русские круты" или "надо быть добрым", или перепощивает в контакт, или переписывает в тетрадочку - он превращает "чью-то" истину в "свою". Эстетика тут тоже может сводиться к установке на нее.

Ну вот отсюда и бродячие фразы вроде "меня сложно найти, легко потерять и невозможно забыть", и "афоризмы", и стишки Асадова и Полос(з?)ковой.

Reply

racoonbear April 3 2013, 11:10:30 UTC
Метафоры и притчи сейчас принимаются плохо. По той простой причине, что это всегда проповедь, и нарушает личное пространство человека, которому эту проповедь читают - ведь он об этом не просил.

Reply

true_vil_ka April 3 2013, 11:43:51 UTC
врядли разговор о просьбах, скорее о потребностях иметь культуру предков, как основание для собственного развития. Свои предки не нравятся, вот сосед дядя Фася и научает мальцов, как умудри-тца ...;)... дритца-ца. А тут уж, кому какой Фася в соседи угодил, так оно и играе-тца!

Reply

gilgatech April 3 2013, 12:25:54 UTC
Метафоры заменили нарративом)))

Reply

mike67 April 3 2013, 12:33:51 UTC
А что? Они могут!

Reply

mike67 April 3 2013, 09:05:56 UTC
Интервью Вигилянского очень интересное, спасибо.

Reply

platonicus April 4 2013, 11:37:23 UTC
regions.ru/news/2453040/

Reply

mike67 April 4 2013, 12:12:20 UTC
Последние два мнения, конечно, того...

Reply

platonicus April 4 2013, 12:13:45 UTC
Не без этого - но, как ты знаешь, я, в отл. от, никогда не подсказываю, что они должны отвечать.

Reply

mike67 April 4 2013, 12:48:14 UTC
Да.

Reply

roving_wiretrap April 5 2013, 11:30:13 UTC
+++Сегодня пять графоманов могут скинуться и издать сборник, создать на кухне или в кафе свой союз писателей+++ Странно, что почитателю Маяковского это не нравится. В те времена, когда Маяковский стал великим поэтом, ситуация была именно такая. А когда пришли другие времена - он застрелился.

Reply

platonicus April 5 2013, 11:34:58 UTC
Насколько я понимаю, о. Владимир менее всего склонен тосковать по временам, когда звания раздавали уполномоченные на то государством. Тоскует он по временам, когда одно мнение не было равно другому и вкусы тоже не были равноценны.

Reply

roving_wiretrap April 5 2013, 11:40:47 UTC
Ну и сейчас тоже так. Сам этот обмен мнениями - тому свидетельство.

Reply


Leave a comment

Up