Физик
wealth рассказывает, что некий учитель поставил ученику тройку за то, что тот, решая задачку о фермерах и молоке, умножил 9 на 2, а не наоборот. Внимание рассказчика привлекли комментаторы из числа бухгалтеров и менеджеров, которые активно поддержали учителя, пояснив, что перемножение фермеров-покупателей на литры дает 18 фермеров, но никак не 18 литров. Вспоминаю, что у дочери в школе тоже снижали оценки за какие-то похожие вещи, например, за не поставленную после решения задачи точку.
Проще всего было бы сказать, что современная школа на уроках математики готовит бухгалтеров и составителей бесчисленных налоговых отчетов для бюрократического государства (так в советское время математиков частично ориентировали на артиллерию), но проблема шире, она в изменившемся мышлении.
Для современного человека, столь ярко проявившего свою хомячковую сущность в комментариях к рассказу о фермерах и молоке, истин много, точнее, их нет вовсе, а вместо них - равнозначные мнения. Ты считаешь так, я - сяк, оба правы. Человек уже плохо понимает, что бывают абстрактные истины, поскольку он приучен существовать в мире изменчивых правил, относительную значимость которых ему разъясняют вышестоящие. Убеждать такого человека, что правила арифметики важнее мнения Любовь Сергеевны из налоговой - кощунственно. Знаменитый
рассказ Алексея Березина про задачу нарисовать красные линии разными цветами был опубликован всего два года назад, а уже выглядит не гротеском, а вполне точным описанием реальности. Дважды два больше не равно четырем, потому что результат зависит от стоящей задачи.
В отсутствии истины, к познанию которой можно было бы стремиться, человек лишается и идеала.
edgar_leitan пишет о недавнем случае в Вене, когда толпа обывателей разных возрастов караулила возле ювелирного магазина зашедшего туда 19-летнего канадского певца. Это напомнило мне
ролик с выступлением не совсем трезвого Леонида Якубовича в Шереметьево, на котором видно, как несколько взрослых и по виду вполне состоявшихся людей как завороженные снимают бессвязную речь телекумира на мобильные. Потом такой человек побежит к жене и детям, для которых он должен быть идеалом мужчины, и радостно закричит: "Знаешь кого я видел? Самого Якубовича!". Кажется, именно это имел в виду один из пелевинских персонажей, говоря, что плохо быть клоуном у пидарасов, но много хуже - пидарасом у клоунов. Сложно представить более точную визуализацию этой метафоры. Утратив истину и идеал, человек начинает молиться на самых ярких представителей своего вида, а ярче остальных выглядят те, кто чаще других кривляется в медиа.
Отказ от своего "Я" и подчинение законам общества потребления - таковы представления современного человека о своем месте в мире. Вот он, конец эпохи гуманизма. И в этом никто не виноват, это - закономерный результат разворачивания, цветения и отмирания концепции. Сто лет назад появилась относительность, начались "No! Pagliaccio non son!" и "Wieder hinaus ins strahlende Licht" - теперь следующий этап, когда правила арифметики устанавливаются начальством, а смысл жизни сводится к тому, чтобы хоть на миг оказаться рядом с каким-нибудь клоуном, который с гордостью произнесет: "да, я шут, я циркач, а ты кто?". Никуда не денешься - не отменять же Эйнштейна.